Мори Мэтью Фонтейн (Maury, Matthew Fontaine).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Мори Мэтью Фонтейн.

 ›

Мэтью-Фонтейн Мори
англ. Matthew-Fontaine Maury
Мэтью-Фонтейн Мори
Дата рождения:

14 января 1807(1807-01-14)

Место рождения:

Округ Спотсильвейни, Виргиния

Дата смерти:

1 февраля 1873(1873-02-01) (66 лет)

Место смерти:

Лексингтон, Виргиния

Страна:

 США

Научная сфера:

океанография

Место работы:

ВМФ США

Мэтью-Фонтейн Мори

Мэтью-Фонтейн Мори (англ. Matthew-Fontaine Maury; 14 января 1807 - 1 февраля 1873) - американский морской офицер, астроном, историк, океанограф, метеоролог, картограф, геолог, а также автор научных публикаций и преподаватель.

Содержание
  • Биография
  • Примечания
  • Литература
Биография

Мэтью Фонтейн Мори родился в штате Виргиния. Он происходил из семьи французских гугенотов, бежавших от насилий и притеснений Людовика XIV. Отец - хорошо грамотный фермер Ричард (Ришар) Ланселот Мори (1766 - 1843). Мать - Диана Минор Мори (1768 - 1843) из семьи Минор (Minor), потомок голландских колонистов XVII века.

В начале 1825 года Мэтью Мори поступил на службу в ВМФ Соединённых Штатов. Он начал свою карьеру гардемарином на фрегате «Брэндвайн» («Brandywine»). На нём он совершил в 1825 - 1826 гг. плавание через Атлантику и в Средиземное море… Во время своих первых морских путешествий Мори обратил внимание на изменения в атмосферном давлении с переменою кораблем места; сделанные по этому поводу наблюдения и выводы опубликовал в «American Journal of Arts and Sciences» за 1831 году.

Мори и его дом

15 июля 1834 г. Мэтью Мори женился на своей кузине Анне Эрдон Мори (1811 - 1875). Продолжая заниматься заинтересовавшим его вопросом, который в то время ещё никем решительно не был поднят, Мори в 1835 году опубликовал свои первые «Sailing Directions» («Наставления для мореплавателей»). Через 4 года он напечатал (в «Southern literary Messenger») статью, где впервые высказал мысль о возможности сократить время плавания судов от одного порта назначения до другого, пользуясь попутными ветрами и течениями.

Вскоре он сломал себе ногу, в связи с чем, был в 1842 году переведён на береговую должность - начальником Архива морских карт (Депо карт и приборов) в Вашингтоне, к которому затем были присоединены Гидрографическое управление и Военно-морская обсерватория. Это новое расширение его деятельности дало ему возможность проявить всю свою громадную энергию и провести в жизнь уже давно занимавший его вопрос о морских кратчайших путях, творцом которых его и следует признать. Попутные ветры и течения влияют не только на продолжительность перехода, но и на величину необходимых для того расходов. Поэтому нужно было иметь материал относительно распределения и направления течений и ветров в океанах.

Памятник М. Ф. Мори

Главная заслуга Мори и заключается в том, что, ещё не имея полного для решения вопроса материала, он сумел подметить и угадать результат будущих исследований, давших столь богатые плоды. Первые скудные данные, обработанные им для Северного Атлантического океана, дали, однако, возможность почти наполовину уменьшить время перехода для парусных судов из Нью-Йорка к экватору (вместо 40 суток - только 24). Столь блестящий результат не замедлил снискать ему сторонников и сейчас же увеличить число нужных наблюдений, которые он просил ему присылать взамен сообщения разработанных им судоходных маршрутов.

Мори разработал множество маршрутов, иногда сократив переходы более, чем наполовину. В 1845 году он, кроме «Sailing Directions», стал издавать первые «Charts of winds and currents», которые послужили прототипом для всех издаваемых теперь подобных пособий, необходимых для плавания в океанах, где почти всегда кратчайший по расстоянию путь - далеко не быстрейший по времени. Работы Мори возбудили интерес и вообще к физико-географическому исследованию океанов, и первая «Физическая география моря», им написанная, была переведена на многие языки, в том числе и на русский. Следовательно, Мори является творцом океанографии и морской метеорологии, которых до него не существовало. Мори составил первую карту дна северной части Атлантики.

В 1849 году Мори выступил с идеей трансконтинентальной ж. д., долженствующей соединить Восточные штаты с Калифорнией. В качестве начальной станции Мори предложил Мемфис-Теннессийский, с тем, чтоб дорога прошла через Техас и сообщению не угрожали снежные заносы. Кроме того, ж. д. магистраль, проходящая через Техас, содействовала бы развитию торговли Северных и Восточных штатов с Мексикой. В связи с железнодорожным проектом, Мори предложил построить в Мемфисе-Теннессийском верфь для развития миссисипского судоходства. Однако, данная идея не была реализована - и поздней, когда Мэтью Мори стал конфедератом, ему пришлось заказывать корабли для ВМС КША в Европе…

Мори также предлагал построить ж. д. через Панамский перешеек.

В 1853 году Мори организовал Амазонскую экспедицию, поставив во главе оной своего кузена - лейтенанта Вильяма Льюиса Херндона (William Lewis Herndon). Под его руководством были составлены подробные карты бассейна великой реки.

Чтобы упорядочить и объединить обработку вахтенных журналов, по настоянию Мори в 1853 году в Брюсселе собралась первая международная морская метеорологическая конференция, на которую США делегировали Мори. Конференция установившая однообразную систему метеорологических наблюдений и их записи. Пруссия, Испания, Сардиния, Вольный город Гамбург, Бременская республика, Чили, Австрия и Бразилия в числе первых присоединились к системе Мори.

В начале 1855 года Мори разработал систему морских коридоров, известных как «Пароходные пути Мори» («Maury's Steam Lanes», «Steamer Lanes Across the Atlantic»), следование коим помогло бы избежать столкновений судов в непогоду. В том же 1855 году в Филадельфии увидела свет его книга «Explanations and sailing directions to accompany Wind and current charts».

Когда вспыхнула Война Севера и Юга и его родная Виргиния вышла из США, Мори 20 апреля 1861 г. подал в отставку и объявил о переходе на сторону Южных Штатов. 11 июня 1861 г. он был назначен командующим Береговой обороной КША (Chief of Sea Coast, River and Harbor Defences). Первые подводные мины, созданные Мори и его офицерами, не отличались эффективностью: для их воспламенения использовались громоздкие и тяжёлые батареи Волластона. Затем ему удалось устранить ряд недостатков…

Двое сыновей Мэтью Мори - Ричард Ланселот Мори III (1840 - 1907) и Джон Эрдон Мори (1842 - 1863) вступили в армию конфедератов. В октябре 1862 г. Мэтью Мори выехал в Европу для закупки боевых кораблей в Англии, Ирландии и Франции. Кроме того, он собрал ценные сведения о наиболее эффективных способах воспламенения зарядов под водой - и переслал правительству КША соответствующий инструментарий. В 1863 году погиб на поле брани Джон Эрдон Мори.

После войны Мэтью Мори какое-то время путешествовал по Европе и Центральной Америке, а затем поступил на службу к мексиканскому императору Максимилиану I. Будучи назначен имперским комиссаром по иммиграции, Мори основал в Мексике города Карлотта (Carlotta) и Ново-Виргинская колония (Colônia de Nova Virgínia), в которых расселил своих земляков и других беженцев-южан. Однако, Максимилиан тоже потерпел поражение, и был расстрелян победителями-хуаристами...

Возвратившись в 1868 г. на родину по амнистии, Мэтью Мори продолжил исследовательскую и преподавательскую деятельность. До конца своих дней он состоял профессором метеорологии в Виргинском военном университете. В 1872 году в Вашингтоне увидела свет книга Мэтью Мори «Steam-lanes across the Atlantic microform». По ошибке издание пометили 1873 годом - который стал годом смерти маститого океанографа.

Примечания
  1. В семье её звали Нэнни (Nannie).
  2. 1 2 3 Юрий Чернихов Карты ветров и течений лейтенанта Мори. - Наука и техника, февраль 2015.
  3. В. М. Лифшиц, БСЭ, 3-е изд.
  4. Брюссельская морская конференция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  5. Событием, подтолкнувшим Мори к разработке «пароходных путей» явилось случившееся в Северной Атлантике, в октябре 1854 года, американского парохода «Arctic» с французским пароходом «Vesta». Погибло около 300 человек.
  6. В семье его звали Дик (Dick).
  7. Наречённый в честь супруги Максимилиана.
  8. Являлась исправленной и существенно дополненной версией книги «Explanations and sailing directions to accompany Wind and current charts».

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05