|
Лайфхак для парней: как добавить 💰 своей девушке?
Находка для тех, чьи девушки и супруги работают в сфере услуг: маникюр, брови, ресницы и так далее
🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»?
Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе
Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
|
Лурия Александр Романович.
›
Лурия Александр Романович | | Дата рождения: | 16 июля 1902 |
---|
Место рождения: | Казань, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 14 августа 1977 (75 лет) |
---|
Место смерти: | Москва, РСФСР, СССР |
---|
Страна: | СССР |
---|
Научная сфера: | Нейропсихология Психолингвистика Этнопсихология |
---|
Место работы: | Московский государственный университет |
---|
Учёная степень: | доктор педагогических наук и доктор медицинских наук |
---|
Альма-матер: | Казанский государственный университет |
---|
Известные ученики: | Б. М. Величковский, Э. Голдберг, А. И. Мещеряков, Т. Н. Ушакова, Е. Д. Хомская |
---|
Известен как: | один из основателей нейропсихологии, культурно-исторической психологии, один из создателей факультета психологии Московского госуниверситета, Русского психоаналитического общества |
---|
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (16 июля 1902, Казань - 14 августа 1977, Москва) - советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью. Содержание- Биография
- Научная деятельность
- Основные публикации
- В кинематографе
- См. также
- Примечания
- Ссылки
БиографияАлександр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец - известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия - занимался частной медицинской практикой; мать - Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875-1951) - была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921-1934 гг. - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931-1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 - Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко. В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400-500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. С конца 1944 - сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года - профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966-1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др. Лурия - основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» - издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР. Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950-60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий).
Научная деятельностьСледуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку. Основные публикации- Речь и интеллект в развитии ребёнка. - М., 1927.
- Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. - М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. - М., 1940.
- Травматическая афазия. - М., 1947.
- Восстановление функций мозга после военной травмы. - М., 1948.
- Умственно отсталый ребёнок. - М., 1960.
- Лобные доли и регуляция психических процессов. - М., 1966.
- Мозг и психические процессы. Т. 1. - М., 1963. ; Т. 2. - М., 1970.
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М., 1962, 2-е изд. 1969.
- Психология как историческая наука. - 1971.
- Основы нейропсихологии. - М., 1973.
- Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
- Нейропсихология памяти. Т. 1. - М., 1974. ; Т.2. - М., 1976.
- Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1976.
- Язык и сознание (idem). - М., 1979.
- Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) (исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского).
- Потерянный и возвращённый мир.
- Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
В кинематографе- Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского (1886-1958), описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».
См. также- Мещеряков, Александр Иванович
Примечания- ↑ Е. А. Лурия. Мой отец А. Р. Лурия. - М.: Гнозис, 1994. - С. 6,7. - 232 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7333-0384-0.
- ↑ Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. - М., 1982.
- ↑ Лурия А. Р. Письма к Л. П. Липчиной из Харькова ( pdf ) // Культурно-историческая психология, № 2/2012
- ↑ Ясницкий А. Реконструкция поездки А. Р. Лурии на IX международный психологический конгресс // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 86-93.
- ↑ Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: научные публикации 1920-1930-х гг. // Вопросы психологии. - 2011 - № 1. - С. 124-136.
- ↑ Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920-1930-х гг. // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 101-112.
- ↑ Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи учёных, международные посредники и «импорт» психологии // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 100-112.
- ↑ Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // PsyAnima, Dubna Psychological Journal - Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 1. - С. 60-97.
- ↑ Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. - М.: Воениздат, 1992. - С. 44. et passim
- ↑ Смирнов С. С. Дом, где жил учёный-психолог А. Р. Лурия //Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область. - М.: НИИ культуры, 1986. - С. 138-139. Опубликовано: Санаторий «Кисегач» // worowski (2008-09-04)
- ↑ Кусков С. А. Эвакогоспитали в Челябинской области накануне и в период Великой Отечественной войны (2010); (doc)
- ↑ Размещение эвакогоспиталей на территории Челябинской области в 1939-1945 гг.
- ↑ Мануйлова Ю. Н. Медицинская реабилитация раненых в эвакогоспиталях Южного Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Челябинского университета 2001. № 1. Серия 8. Экономика, социология, социальная работа. - С. 89-92.
- ↑ Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. - М.: Воениздат, 1992. - С. 50.
- ↑ Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом… - М.: Путь, 2001. - ISBN 5-93733-010-2
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|