Лурия Александр Романович (Luria, Alexander Romanovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Лурия Александр Романович.

 ›

Лурия Александр Романович
Дата рождения:

16 июля 1902

Место рождения:

Казань, Российская империя

Дата смерти:

14 августа 1977 (75 лет)

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Страна:

 СССР

Научная сфера:

Нейропсихология
Психолингвистика
Этнопсихология

Место работы:

Московский государственный университет

Учёная степень:

доктор педагогических наук и доктор медицинских наук

Альма-матер:

Казанский государственный университет

Известные ученики:

Б. М. Величковский, Э. Голдберг, А. И. Мещеряков, Т. Н. Ушакова, Е. Д. Хомская

Известен как:

один из основателей нейропсихологии, культурно-исторической психологии, один из создателей факультета психологии Московского госуниверситета, Русского психоаналитического общества


Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (16 июля 1902, Казань - 14 августа 1977, Москва) - советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.

Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.

Содержание
  • Биография
  • Научная деятельность
  • Основные публикации
  • В кинематографе
  • См. также
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец - известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия - занимался частной медицинской практикой; мать - Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875-1951) - была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921-1934 гг. - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931-1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 - Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400-500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

С конца 1944 - сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.

С 1945 года - профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966-1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия - основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» - издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950-60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий).

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Основные публикации
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. - М., 1927.
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. - М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. - М., 1940.
  • Травматическая афазия. - М., 1947.
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. - М., 1948.
  • Умственно отсталый ребёнок. - М., 1960.
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. - М., 1966.
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. - М., 1963. ; Т. 2. - М., 1970.
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Психология как историческая наука. - 1971.
  • Основы нейропсихологии. - М., 1973.
  • Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. - М., 1974. ; Т.2. - М., 1976.
  • Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1976.
  • Язык и сознание (idem). - М., 1979.
  • Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) (исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского).
  • Потерянный и возвращённый мир.
  • Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
В кинематографе
  • Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского (1886-1958), описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».
См. также
  • Мещеряков, Александр Иванович
Примечания
  1. Е. А. Лурия. Мой отец А. Р. Лурия. - М.: Гнозис, 1994. - С. 6,7. - 232 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7333-0384-0.
  2. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. - М., 1982.
  3. Лурия А. Р. Письма к Л. П. Липчиной из Харькова ( pdf ) // Культурно-историческая психология, № 2/2012
  4. Ясницкий А. Реконструкция поездки А. Р. Лурии на IX международный психологический конгресс // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 86-93.
  5. Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: научные публикации 1920-1930-х гг. // Вопросы психологии. - 2011 - № 1. - С. 124-136.
  6. Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920-1930-х гг. // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 101-112.
  7. Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи учёных, международные посредники и «импорт» психологии // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 100-112.
  8. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // PsyAnima, Dubna Psychological Journal - Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 1. - С. 60-97.
  9. Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. - М.: Воениздат, 1992. - С. 44. et passim
  10. Смирнов С. С. Дом, где жил учёный-психолог А. Р. Лурия //Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область. - М.: НИИ культуры, 1986. - С. 138-139. Опубликовано: Санаторий «Кисегач» // worowski (2008-09-04)
  11. Кусков С. А. Эвакогоспитали в Челябинской области накануне и в период Великой Отечественной войны (2010); (doc)
  12. Размещение эвакогоспиталей на территории Челябинской области в 1939-1945 гг.
  13. Мануйлова Ю. Н. Медицинская реабилитация раненых в эвакогоспиталях Южного Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Челябинского университета 2001. № 1. Серия 8. Экономика, социология, социальная работа. - С. 89-92.
  14. Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. - М.: Воениздат, 1992. - С. 50.
  15. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом… - М.: Путь, 2001. - ISBN 5-93733-010-2

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2022-07-04