Гольц Николай Осипович.
›
Николай Гольц | | Имя при рождении: | Николай Осипович Гольц |
---|
Дата рождения: | 17 июля 1800(1800-07-17) |
---|
Место рождения: | Санкт-Петербург, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 17 февраля 1880(1880-02-17) (79 лет) |
---|
Место смерти: | Петербург, Российская империя |
---|
Профессия: | артист балета |
---|
Гражданство: | Российская империя |
---|
Амплуа: | романтический танцовщик, драматический танцовщик, мимический актер |
---|
Театр: | Императорские театры Российской империи: Петербургский Большой Каменный театр, Мариинский театр |
---|
Николай Осипович Гольц (1800-1880) - артист балета, балетмейстер, педагог, выдающийся пластический танцор и мимический актёр. Содержание- Биография
- Репертуар
- Литература
- Примечания
- Ссылки
БиографияНиколай Гольц с 7 лет учился в Петербургском театральном училище у педагогов Я. Люстиха и Ш. Дидло, причем стал любимым учеником Дидло, а позже и его сподвижником, постоянным исполнителем основных партий в его постановках. Дидло о нём писал: «Полезный в танцах, будучи единственным в благородной пантомиме, превосходный в характерных танцах». В возрасте 9 лет впервые вышел на профессиональную сцену, исполнив сольный танец. «История русского балета» информирует, что ещё в годы ученичества он обратил на себя внимание своими способностями: «Из мужского состава труппы выделялся Николай Осипович Гольц (1800-1880). Богато одаренный, он уже в школе вызывал удивление педагогов. Редкая трудоспособность позволила Гольцу одновременно специализироваться в самых разнообразных отраслях сценического искусства. К моменту его выпуска руководители драмы, оперы, балета и оркестра настаивали на определении Гольца каждый в свой коллектив. Ввиду невозможности достигнуть соглашения вопрос был передан на рассмотрение министра, после чего Гольца назначили в балетную труппу на партии первого танцовщика. Он полностью оправдал возложенные на него надежды и работал в петербургской балетной труппе 73 года (считая пребывание в школе), последовательно занимая амплуа классического, затем характерного танцовщика, а потом мимического актёра». После учёбы в 1822 году был принят солистом в Петербургскую балетную труппу структуры российских императорских театров, дебютировав на сцене Петербургского Большого Каменного театра в балете Дидло «Кавказский пленник, или Тень невесты» с музыкой Кавоса. На сценах в этой труппе он создал множество разносторонних балетных образов, исполнил много танцевальных дивертисментов и сам поставил несколько танцев. Первоначально исполнял виртуозные партии, постепенно переходя на драматические, где наибоее полно раскрылось его дарование. С конца 1840-х гг. выступал только в мимических ролях. Энциклопедия балета: «Гольц стал ведущим романтическим танцовщиком, органически вошёл в психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драматические роли в балетах М. И. Петипа. Будучи виртуозным классическим танцовщиком, он прославился также исполнением мазурки и „Русской“, был прекрасным исполнителем партий „королей“ и „благородных отцов“, создателем комедийных и гротесковых ролей» В 1845 году он побывал в Париже, эта поездка оказалась незабываемой для всей России - танцор привез из Франции новый модный танец - польку; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затенцевал польку на балах и в салонах. Н.Гольц поставил в качестве балетмейстера несколько концертных номеров и танцевальных сцен в операх: - 1843 - «Жизнь за царя» М. И. Глинки - мазурка (эту музыку Глинка сочинил и вставил специально по просьбе Н. О. Гольца)
- 1835 - «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского - славянская пляска
- 1856 - «Русалка» А. С. Даргомыжского (совместно с М. И. Петипа).
В течение 1845-1871 гг., одновременно с работой на сцене, преподавал бальные и характерные танцы в Петербургском театральном училище; кроме того обучал бальным танцам в различных учебных заведениях и частным образом (среди учеников - Глинка). Сценическая деятельность Николая Гольца продолжалась 58 лет. (Энциклопедия балета называет 72 года, учитывая время учёбы, когда он уже начал выходить на сцену). Столь огромный срок сделал его свидетелем и участником разных балетных форм и реформ времени. С его именем связана история русского балета 19 столетия. Биографический словарь называет его «дедушка Гольц», который представлял собою живую летопись русского балета. В 1872 г. на сцене императорского театра торжественно справлялся полувековой юбилей Николая Осиповича Гольца. И в его честь вышла брошюра «В память 50-летия сценической деятельности артиста балетной труппы Николая Осиповича Гольца. 1822-1872», СПБ, 1872. Ему довелось работать с 16 разными балетмейстерами, среди которых были крупнейшие мировые хореографы: Шарль Дидло, А. Блаш, Ф. Тальони, Жюль Перро, Артур Сен-Леон, Мариус Петипа. Являлся партнёром 50 прославленных балерин, среди которых: А. И. Истомина, Е. И. Колосова, М. Тальони, Ф. Эльслер, Е. И. Андреянова, Е. А. Телешева, Т. П. Смирнова, К. Гризи, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова. Только в партнерстве с Марией Тальони, прибывшей в Санкт-Петербург на императорскую сцену в 1837 г., танцевал более 200 раз. РепертуарНиколай Гольц исполнил главные партии в 73 балетах, а всего выступил более чем в 80 ролях. Во многих партиях он являлся первым исполнителем. - 1808 - Амур*, «Зефир и Флора», балетмейстер Ш. Дидло
- 1817 - Ульрик*, «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» А. Венюа, балетмейстер Ш. Дидло
- 1819 - Симон*, Генрих, «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» К. Кавоса и Т. В. Жучковского, балетмейстер Ш. Дидло
- 1823 - Ростислав*, «Кавказский пленник» К. Кавоса, балетмейстер Ш. Дидло
- 1824 - Руслан*, «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, балетмейстеры Ш. Дидло и А. Огюст
- 1825 - Ипполит*, «Федра» К. Кавоса и Турика, балетмейстер Ш. Дидло
- «Восстание в серале»
- 1832 - Осман*, «Сумбека, или Покорение Казанского ханства» И. Сонне, балетмейстер А. Блаш
- 1832 - Дон Жуан*, «Дон Жуан», балетмейстер А. Блаш
- 1833 - Марс*, «Марс и Венера, или Вулкановы сети», балетмейстер А. Блаш по балету Ж.-Б. Блаша
- 1834 - Амадис*, «Амадис, или Паж и волшебница», балетмейстер А. Блаш
- 1838 - Рудольф*, «Дева Дуная» А. Адана, балетмейстер Ф. Тальони
- 1838 - Фредерик*, «Гитана, или Испанская цыганка», балетмейстер Ф. Тальони
- 1839 - Лоредан*, «Тень», балетмейстер Ф. Тальони
- 1840 - Райдаг-бей*, «Морской разбойник», балетмейстер Ф. Тальони
- 1841 - Владетель Калькутты*, «Дая, или Португальцы в Индии», балетмейстер Ф. Тальони
- 1847 - Граф Д’Эрвильи, «Пахита» Л. Минкуса, балетмейстер М. Петипа
- 1848 - Великий визирь*, «Сатанилла, или Любовь и Ад», балетмейстер М. Петипа
- 1853 - граф Рагоцкий*, «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» А. Венюа, балетмейстер Ш. Дидло
- Клод Фролло, «Эсмеральда» Ц. Пуни, балетмейстер Ж. Перро
- 1855 - Годфрид Бульонский*, «Армида», балетмейстер Ж. Перро
- 1858 - Сеид-паша, «Корсар» А. Адана, балетмейстер Жюль Перро
- 1858 - Герцог Ратибор*, «Эолина, или Дриада», балетмейстер Ж. Перро
- 1860 - Дон Фортунате*, «Грациелла», балетмейстер А. Сен-Леон
- 1862 - Фараон*, «Дочь фараона», балетмейстер М. Петипа
- 1863 - Залем*, «Ливанская красавица», балетмейстер М. Петипа
- 1864 - Пётр*, «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, балетмейстер Артур Сен-Леон
- 1865 - граф Стернгольд, «Фиаметта» Л. Минкуса, балетмейстер Артур Сен-Леон
- 1871 (Энциклопедия балета называет 1877 год) - Гамаш**, «Дон Кихот», балетмейстер М. Петипа
- 1877 - Великий брамин*, «Баядерка» Л. Минкуса, балетмейстер М. Петипа
- 1879 - Гений холода*, «Дочь снегов», балетмейстер М. Петипа
(*) - первый исполнитель партии (**) - первый исполнитель партии при постановке новой редакции балета Литература- Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938;
- В память 50-летия сценической деятельности артиста балетной труппы Николая Осиповича Гольца. 1822-1872, СПБ, 1872;
- Глинкa M. И., Записки, СПБ, 1887;
- Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958.
Примечания- ↑ 1 2 Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, Гловацкий - Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 54-55)
- ↑ История русского балета // Появление романтических сюжетов в балете и возникновение русской национальной школы классического танца
- ↑ Гольц в Энциклопедии балета
- ↑ 1 2 Гольц в Энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ 1 2 3 4 Энциклопедия балета (страница 16)
- ↑ 1 2 Большая биографическая энциклопедия. Гольц, Николай Осипович
- ↑ 1 2 3 4 5 Николай Осипович Гольц в Большой биографической энциклопедии
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|