Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты;
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
д. Кичучатово, Бугульминский уезд, Самарская губерния, Российская империя
Дата смерти:
11 апреля 1936(77 лет)
Место смерти:
Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР
Страна:
Российская империяСССР
Научная сфера:
мусульманский религиозный деятель, востоковед, историк
Место работы:
Духовное управление мусульман (Уфа)
Ризаитди́н Фахретди́нович Фахретди́нов (башк. Ризаитдин Фәхретдин, тат. Ризаэтдин Фәхретдин, 4 (17) января 1859, д. Кичучатово, Бугульминский уезд, Самарская губерния (ныне Альметьевский район, Республика Татарстан) - 11 апреля 1936, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) - выдающийся татарский и башкирский писатель-просветитель, учёный-востоковед, религиозный деятель. Муфтий ЦДУМ (1922-1936).
Содержание
Происхождение
Биография
Творчество
Семья
Память
Примечания
Литература
Ссылки
Происхождение
По утверждению М. И. Роднова, в материалах подворной переписи есть карточка 1900-01 гг., где указано, что он «по народности тептяр». По утверждению Р. Шакура, имеется паспорт, выданный Р. Фахретдинову в 1906 году, где указано, что он происходил из башкир. В анкете, составленной собственноручно Фахретдиновым имеется сведения о его национальности - башкир-тептярь.
Биография
Родился в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии.
Учился в сельском медресе. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, выступал против колониальной и империалистической политики Запада. Проводил исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Литературное и научное творчество Ризаитдина Фахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Средней Азии и Казахстане.
В 1867-1868 гг. Ризаитдин Фахретдинов учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у шейха Закира-ишана Камалова. В 1869-1889 гг. Фахретдинов учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (то есть через год после создания) в его руки попала газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учёбы Фахретдинов заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.
В 1887 году в Казани опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») - первое произведение Ризаитдина Фахретдинова, посвященное арабскому языку.
В 1891 году переехал в Уфу, где служил казыем в Оренбургском магометанском духовном собрании.
В 1906-1908 гг. - помощник редактора либеральной татарской газеты «Вакыт», в 1908-1918 гг. - редактор журнала «Шуро», которые издавались в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми. В журнале «Шуро» Фахретдиновым опубликованы 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала Фахретдинов отстаивал идею исторической преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору тюрко-мусульман Поволжья.
В декабре 1917 года участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда). На нём Р. Фахретдинов был избран в состав Кесе-Курултая - предпарламента Башкурдистана.
Являлся уполномоченным Башкирского шуро по Караван-Сараю в г. Оренбурге.
В 1922 году избран муфтием Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.
В 1926 году участвовал I Всемирном мусульманском конгрессе как руководитель делегации советских мусульман и совершил хадж в Мекку.
В 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов - 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.
Фахретдинов протестовал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии Ислама в СССР.
Закончил свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфа, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. По преданию, тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему. Похоронен на мусульманском кладбище в Уфе.
Творчество
Ризаитдин Фахретдинов является крупным религиозным философом Башкирии.
Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых выступает сторонником приобщения народа к передовой европейской культуре, поднимает проблему эмансипации женщины.
Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-биобиблиографическая книга «Асар» («Асар»), посвященная жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.
Семья
Жена - Нурджамал (Нуризиган) Абдулнасыровна, в браке с 1885 года
Сын - Габдрахман (1887-1936)
Сын - Габдулахад (1889-1938),
Сын - Габдрашид (1892-1953)
Дочь - Зайнаб (1893-1985).
Сын - Сагид (1900-1944)
Дочь - Асьма (1906-1993).
Память
В 1995 году в с. Кичучатово Альметьевского района Республики Татарстан открыт мемориальный музей Ризаэтдина Фахретдина.
В 2009 и 2011 гг. в Уфе проведены Фахретдиновские чтения.
В 2013 году в г. Чистополь в честь Р. Фахретдинова названа улица
В 2015 году в г. Казань одна из улиц коттеджного комплекса "Казанская усадьба"в Приволжском районе получила название улицы Фахретдина Ризаитдина.
Примечания
↑С 1921 года - и. о. муфтия
↑ 12Роднов М. И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900-1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). Уфа: ООО «Принт+», 2006. С. 15 - 20.
↑Шакуров Р. З. Великий подвижник науки и просвещения // Ватандаш. - 2008. - № 10. - ISSN 1683-3554.
↑Ризаитдин бин Фәхретдиндең анкетаһы » Архив газеты «Йәшлек»
↑Шакуров Р. З. Фахретдинов Риза (Ризаитдин) Фахретдинович. // Башкортостан: краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - С. 604. - 672 с. - ISBN 5-88185-001-7.
↑История Казанского ханства в трудах татарских историков конца XIX - начала XX в.
↑Азнагулов В. Г., Хамитова З. Г. Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. - Уфа: ГРИ «Башкортостан», 2005. - С. 53. - 304 с.
↑Постановление III Всебашкирского учредительного курултая от 20 декабря 1917 года
↑Юнусова А. Б. К истории Духовного управления мусульман Республики Башкортостан // Мир Ислама. - 1999. - № 1/2. - С. 149-162.
↑К 150-летию со дня рождения Ризаэтдина Фахретдина.