Риман Гуго.
›
Гуго Риман нем. Hugo Riemann | в Гамбурге (1889) | Основная информация |
---|
Полное имя | Карл Вильгельм Юлиус Гуго Риман нем. Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann |
---|
Дата рождения | 18 июля 1849(1849-07-18) |
---|
Место рождения | Гроссмельра близ Зондерсхаузена |
---|
Дата смерти | 10 июля 1919(1919-07-10) (69 лет) |
---|
Место смерти | Лейпциг |
---|
Страна | Германская империя |
---|
Профессии | дирижёр, музыковед, лексикограф, педагог |
---|
Аудио, фото, видео |
---|
Гуго Риман (полное имя - Карл Вильгельм Юлиус Гуго Риман, нем. Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann; 18 июля 1849, Гроссмельра близ Зондерсхаузена - 10 июля 1919, Лейпциг) - немецкий музыковед и лексикограф, создатель функциональной теории лада. Содержание- Биография
- Сочинения
- Рецепция
- Примечания
- Литература
- Ссылки
БиографияНачинал учиться музыке у своего отца Роберта Римана (1824-1896), помещика и окружного головы, композитора-любителя, написавшего даже оперу «Бьянка Сиффреди» (1881), у зондерсхаузенского музыканта Генриха Франкенбергера и у Теодора Ратценбергера. Изучал историю литературы в Берлине, затем продолжил обучение Тюбингене, где изучал философию у Христофа фон Зигварта, историю у Юлия Вайцзеккера, историю искусств у Б. Куглера и эстетику у Карла Кёстлина. В 1871 году поступил в Лейпцигскую консерваторию, где его учителями были Карл Райнеке, Эрнст Фридрих Рихтер и Саломон Ядассон. В 1873 г. Риман предложил к защите в Лейпцигском университете диссертацию «О музыкальном слухе» (нем. Über das musikalische Hören), посвящённую физиологическим и психологическим основам музыки, однако она была отклонена (позднее Риман защитил её в Гёттингене). С 1874 г. Риман преподавал в Билефельде, дирижировал местным оркестром; в 1878 г. защитил вторую диссертацию в Лейпциге, посвящённую истории нотной записи, и до 1880 г. преподавал здесь, затем в течение года преподавал и руководил хором в Бромберге, а в 1881-1890 гг. был профессором фортепиано и теории музыки в Гамбургской консерватории. В 1890 г. краткое время преподавал в родном Зондерсхаузене, где его учеником был Макс Регер, затем до 1895 г. работал в Висбадене, где у него недолго занимался Ханс Пфицнер, и наконец с 1895 г. окончательно обосновался в Лейпциге, став в 1901 г. экстраординарным, в 1905 г. ординарным профессором университета, а в 1908 г. возглавил Collegium musicum, в 1914 г. преобразованный в Саксонский государственный научно-исследовательский институт музыковедения (нем. Staatlich sächsisches Forschungsinstitut für Musikwissenschaft).
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
СочиненияРиману принадлежит огромное количество сочинений теоретического, научно-популярного и дидактического характера - в частности, серия изданий с общим словом «катехизис» в названии, впервые опубликованная в 1888-1891 гг. («Катехизис истории музыки», «Катехизис музыкальных инструментов», «Катехизис фортепианной игры» и т. п.). Отдельные работы Риман посвятил струнным квартетам и фортепианным сонатам Бетховена и теоретическим воззрениям Брамса. Он также перевёл на немецкий «Теорию современного оркестра» Шарля Мари Видора (1904). Однако наиболее известен Гуго Риман как автор-составитель «Музыкального словаря» (нем. Musik-Lexikon) - одного из самых распространённых во всем мире (и по сей день) словаря музыкальных терминов, впервые изданного в 1882 г. в Лейпциге и неоднократно переиздававшегося при жизни и перерабатывавшегося после его смерти (12-е издание в пяти томах опубликовано в 1959-1975 гг.). Историческую значимость имеют работы Римана по музыкальной акустике, в которых для «природного» обоснования минора отстаивал теорию унтертонов (ныне большинством учёных отвергнутую). Среди трудов Римана (выборка): - Musikalische Logik // Neue Zeitschrift für Musik 68 (1872), под псевдонимом Hugibert Ries; позже книга перепечатывалась в сб. Präludien und Studien III. Leipzig, 1901; то же под названием: Über das musikalische Hören. Diss. Göttingen, 1873; опубл. Leipzig, 1873.
- Musikalische Syntaxis. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1877.
- Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre. Leipzig, 1880; со 2-го изд. под назв. «Handbuch der Harmonielehre»; 2te vermehrte Auflage der «Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre». Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1887; gänzlich umgearb. 3te Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1898. XII, 234 SS.; репринты: 4te Aufl. ib., 1906; 5te Aufl. ib., 1906; 6te Aufl. ib., 1918 (последнее авторизованное Риманом издание); 7te Aufl. ib., 1920; 8te u. 9te Aufl. ib., 1921; 10te Aufl. ib., 1929 и т. д.
- Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte XII (1880), SS.155-7, S.174.
- Riemann Musiklexikon. Leipzig, 1882; 9te Aufl. Berlin, 1919; 11te Aufl. 2 Bde., hrsg. v. A.Einstein. Berlin, 1929; 12te Aufl. 5 Bde., hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz, 1959-1975; рус. перевод с дополнениями Ю. Д. Энгеля с 5-го нем. издания под назв. «Музыкальный словарь». М., 1901.
- Praktische Anleitung zum Phrasieren. Leipzig, 1886 (в соавторстве с Карлом Фуксом).
- Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre. Hamburg, 1887; рус. перевод (с комментариями и толковым словариком) Ю. Д. Энгеля под назв. «Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах». М.-Лейпциг, 1898; репринт М., 1929.
- Katechismus des Klavierspiels. Leipzig, 1888; начиная с 5-го издания (1916) под назв. «Handbuch des Klavierspiels»; рус. перевод (А. Н. Буховцева) под назв. «Катехизис фортепианной игры». М., 1892.
- Katechismus der Musikgeschichte, 2 Teile. Leipzig 1888, 1889; начиная с 5-го издания (1914) под назв. «Abriß der Musikgeschichte»; рус. перевод (Н. Д. Кашкина) под назв. «Катехизис истории музыки», в двух частях (М., 1896-1897).
- Katechismus der Harmonielehre (theoretisch und praktisch). Leipzig, 1890; со 2-го изд. (1900) под назв. «Katechismus der Harmonie- und Modulationslehre»; с 5-го изд. (1913) под назв. «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre».
- Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891; начиная со 2-го издания (1914) под назв. «Handbuch der Akustik»; рус. перевод Н. Д. Кашкина под назв. «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (М., 1898).
- Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Functionen der Harmonie. London: Augener, 1893; 2te Aufl. Leipzig, 1903; рус. перевод (Ю. Д. Энгеля, с первого издания) под назв. «Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях» (М.-Лейпциг, 1896; 2-е изд., 1901).
- Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert. Berlin, 1898; 2te vermehrte Aufl. Berlin, 1921.
- Große Kompositionslehre, 3 Bände. Bd. 1: Der homophone Satz (Berlin/Stuttgart, 1902); Bd. 2: Der polyphone Satz (Berlin/Stuttgart, 1903); Bd. 3: Der Orchestersatz und der dramatische Gesangstil (Stuttgart, 1913).
- Das Problem des harmonischen Dualismus; ein Beitrag zur Ästhetik der Musik // Neue Zeitschrift für Musik, 72 (Leipzig, 1905), SS. 3-5, 23-6, 43-6, 67-70.
- Die Byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert: paläographische Studie mit Übertragung von 70 Gesängen. Leipzig, 1909.
- (в соавторстве с А.Шерингом) Musikgeschichte in Beispielen. Leipzig, 1912, 2te Aufl., 1921.
- Ideen zu einer Lehre der Tonvorstellungen // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters (1914–15), S. 1–26.
- Folkloristische Tonalitätsstudien. Leipzig, 1916.
РецепцияМузыкальная теория Римана оказала громадное влияние на различные области музыкознания в XX-XXI веках, вначале на родине учёного и в Европе (в том числе, в России), а с конца XX века и в США. Англоязычные последователи Римана называют себя «новоримановцами» и заявляют о своём научном методе как о «ведущем теоретическом методе наших дней» («leading theoretical approach of our time»). Примечания- ↑ Последнее - девятое - издание, над которым работал Риман - вышло под ред. Альфреда Эйнштейна вскоре после смерти автора, в 1919 году.
- ↑ Когда коллеги поставили унтертоны под сомнение, Риман (на страницах книги «Музыкальный синтаксис») запальчиво возражал: «Как бы то ни было, даже если всё авторитеты мира выйдут и скажут "мы ничего не слышим", я им буду вынужден ответить: "а я кое-что слышу и причём весьма отчётливо"» (Musikalische Syntaxis, 1877, S.121).
- ↑ Не путать с «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre» (позднейшее название книги «Катехизис учения гармонии»).
- ↑ Аннотация к оксфордскому «Справочнику новоримановских музыкальных теорий» (2011).
Литература- Grabner H. Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung für dir praktische Analyse. München, 1923; 2te Aufl., 1930.
- Dahlhaus C. War Zarlino Dualist? // Musikforshung X (1957), SS.286-291 (критика римановской дуалистической теории мажора и минора)
- Dahlhaus C., Apfel A. Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. München, 1974 (критика метроритмической теории Римана)
- Rehding A. Hugo Riemann and the birth of modern musical thought. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2003.
- The Oxford handbook of neo-Riemannian music theories, ed. by Edward Gollin and Alexander Rehding. N.Y.: Oxford University Press USA, 2011.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|