Риман Гуго (Riemann Hugo).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Риман Гуго.

 ›

Гуго Риман
нем. Hugo Riemann
в Гамбурге (1889)
Основная информация
Полное имя

Карл Вильгельм Юлиус Гуго Риман
нем. Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann

Дата рождения

18 июля 1849(1849-07-18)

Место рождения

Гроссмельра близ Зондерсхаузена

Дата смерти

10 июля 1919(1919-07-10) (69 лет)

Место смерти

Лейпциг

Страна

Германская империя

Профессии

дирижёр, музыковед, лексикограф, педагог

 Аудио, фото, видео

Гуго Риман (полное имя - Карл Вильгельм Юлиус Гуго Риман, нем. Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann; 18 июля 1849, Гроссмельра близ Зондерсхаузена - 10 июля 1919, Лейпциг) - немецкий музыковед и лексикограф, создатель функциональной теории лада.

Содержание
  • Биография
  • Сочинения
  • Рецепция
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Начинал учиться музыке у своего отца Роберта Римана (1824-1896), помещика и окружного головы, композитора-любителя, написавшего даже оперу «Бьянка Сиффреди» (1881), у зондерсхаузенского музыканта Генриха Франкенбергера и у Теодора Ратценбергера. Изучал историю литературы в Берлине, затем продолжил обучение Тюбингене, где изучал философию у Христофа фон Зигварта, историю у Юлия Вайцзеккера, историю искусств у Б. Куглера и эстетику у Карла Кёстлина. В 1871 году поступил в Лейпцигскую консерваторию, где его учителями были Карл Райнеке, Эрнст Фридрих Рихтер и Саломон Ядассон. В 1873 г. Риман предложил к защите в Лейпцигском университете диссертацию «О музыкальном слухе» (нем. Über das musikalische Hören), посвящённую физиологическим и психологическим основам музыки, однако она была отклонена (позднее Риман защитил её в Гёттингене). С 1874 г. Риман преподавал в Билефельде, дирижировал местным оркестром; в 1878 г. защитил вторую диссертацию в Лейпциге, посвящённую истории нотной записи, и до 1880 г. преподавал здесь, затем в течение года преподавал и руководил хором в Бромберге, а в 1881-1890 гг. был профессором фортепиано и теории музыки в Гамбургской консерватории. В 1890 г. краткое время преподавал в родном Зондерсхаузене, где его учеником был Макс Регер, затем до 1895 г. работал в Висбадене, где у него недолго занимался Ханс Пфицнер, и наконец с 1895 г. окончательно обосновался в Лейпциге, став в 1901 г. экстраординарным, в 1905 г. ординарным профессором университета, а в 1908 г. возглавил Collegium musicum, в 1914 г. преобразованный в Саксонский государственный научно-исследовательский институт музыковедения (нем. Staatlich sächsisches Forschungsinstitut für Musikwissenschaft).

Сочинения

Риману принадлежит огромное количество сочинений теоретического, научно-популярного и дидактического характера - в частности, серия изданий с общим словом «катехизис» в названии, впервые опубликованная в 1888-1891 гг. («Катехизис истории музыки», «Катехизис музыкальных инструментов», «Катехизис фортепианной игры» и т. п.). Отдельные работы Риман посвятил струнным квартетам и фортепианным сонатам Бетховена и теоретическим воззрениям Брамса. Он также перевёл на немецкий «Теорию современного оркестра» Шарля Мари Видора (1904). Однако наиболее известен Гуго Риман как автор-составитель «Музыкального словаря» (нем. Musik-Lexikon) - одного из самых распространённых во всем мире (и по сей день) словаря музыкальных терминов, впервые изданного в 1882 г. в Лейпциге и неоднократно переиздававшегося при жизни и перерабатывавшегося после его смерти (12-е издание в пяти томах опубликовано в 1959-1975 гг.). Историческую значимость имеют работы Римана по музыкальной акустике, в которых для «природного» обоснования минора отстаивал теорию унтертонов (ныне большинством учёных отвергнутую).

Среди трудов Римана (выборка):

  • Musikalische Logik // Neue Zeitschrift für Musik 68 (1872), под псевдонимом Hugibert Ries; позже книга перепечатывалась в сб. Präludien und Studien III. Leipzig, 1901; то же под названием: Über das musikalische Hören. Diss. Göttingen, 1873; опубл. Leipzig, 1873.
  • Musikalische Syntaxis. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1877.
  • Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre. Leipzig, 1880; со 2-го изд. под назв. «Handbuch der Harmonielehre»; 2te vermehrte Auflage der «Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre». Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1887; gänzlich umgearb. 3te Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1898. XII, 234 SS.; репринты: 4te Aufl. ib., 1906; 5te Aufl. ib., 1906; 6te Aufl. ib., 1918 (последнее авторизованное Риманом издание); 7te Aufl. ib., 1920; 8te u. 9te Aufl. ib., 1921; 10te Aufl. ib., 1929 и т. д.
  • Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte XII (1880), SS.155-7, S.174.
  • Riemann Musiklexikon. Leipzig, 1882; 9te Aufl. Berlin, 1919; 11te Aufl. 2 Bde., hrsg. v. A.Einstein. Berlin, 1929; 12te Aufl. 5 Bde., hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz, 1959-1975; рус. перевод с дополнениями Ю. Д. Энгеля с 5-го нем. издания под назв. «Музыкальный словарь». М., 1901.
  • Praktische Anleitung zum Phrasieren. Leipzig, 1886 (в соавторстве с Карлом Фуксом).
  • Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre. Hamburg, 1887; рус. перевод (с комментариями и толковым словариком) Ю. Д. Энгеля под назв. «Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах». М.-Лейпциг, 1898; репринт М., 1929.
  • Katechismus des Klavierspiels. Leipzig, 1888; начиная с 5-го издания (1916) под назв. «Handbuch des Klavierspiels»; рус. перевод (А. Н. Буховцева) под назв. «Катехизис фортепианной игры». М., 1892.
  • Katechismus der Musikgeschichte, 2 Teile. Leipzig 1888, 1889; начиная с 5-го издания (1914) под назв. «Abriß der Musikgeschichte»; рус. перевод (Н. Д. Кашкина) под назв. «Катехизис истории музыки», в двух частях (М., 1896-1897).
  • Katechismus der Harmonielehre (theoretisch und praktisch). Leipzig, 1890; со 2-го изд. (1900) под назв. «Katechismus der Harmonie- und Modulationslehre»; с 5-го изд. (1913) под назв. «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre».
  • Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891; начиная со 2-го издания (1914) под назв. «Handbuch der Akustik»; рус. перевод Н. Д. Кашкина под назв. «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (М., 1898).
  • Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Functionen der Harmonie. London: Augener, 1893; 2te Aufl. Leipzig, 1903; рус. перевод (Ю. Д. Энгеля, с первого издания) под назв. «Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях» (М.-Лейпциг, 1896; 2-е изд., 1901).
  • Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert. Berlin, 1898; 2te vermehrte Aufl. Berlin, 1921.
  • Große Kompositionslehre, 3 Bände. Bd. 1: Der homophone Satz (Berlin/Stuttgart, 1902); Bd. 2: Der polyphone Satz (Berlin/Stuttgart, 1903); Bd. 3: Der Orchestersatz und der dramatische Gesangstil (Stuttgart, 1913).
  • Das Problem des harmonischen Dualismus; ein Beitrag zur Ästhetik der Musik // Neue Zeitschrift für Musik, 72 (Leipzig, 1905), SS. 3-5, 23-6, 43-6, 67-70.
  • Die Byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert: paläographische Studie mit Übertragung von 70 Gesängen. Leipzig, 1909.
  • (в соавторстве с А.Шерингом) Musikgeschichte in Beispielen. Leipzig, 1912, 2te Aufl., 1921.
  • Ideen zu einer Lehre der Tonvorstellungen // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters (1914–15), S. 1–26.
  • Folkloristische Tonalitätsstudien. Leipzig, 1916.
Рецепция

Музыкальная теория Римана оказала громадное влияние на различные области музыкознания в XX-XXI веках, вначале на родине учёного и в Европе (в том числе, в России), а с конца XX века и в США. Англоязычные последователи Римана называют себя «новоримановцами» и заявляют о своём научном методе как о «ведущем теоретическом методе наших дней» («leading theoretical approach of our time»).

Примечания
  1. Последнее - девятое - издание, над которым работал Риман - вышло под ред. Альфреда Эйнштейна вскоре после смерти автора, в 1919 году.
  2. Когда коллеги поставили унтертоны под сомнение, Риман (на страницах книги «Музыкальный синтаксис») запальчиво возражал: «Как бы то ни было, даже если всё авторитеты мира выйдут и скажут "мы ничего не слышим", я им буду вынужден ответить: "а я кое-что слышу и причём весьма отчётливо"» (Musikalische Syntaxis, 1877, S.121).
  3. Не путать с «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre» (позднейшее название книги «Катехизис учения гармонии»).
  4. Аннотация к оксфордскому «Справочнику новоримановских музыкальных теорий» (2011).
Литература
  • Grabner H. Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung für dir praktische Analyse. München, 1923; 2te Aufl., 1930.
  • Dahlhaus C. War Zarlino Dualist? // Musikforshung X (1957), SS.286-291 (критика римановской дуалистической теории мажора и минора)
  • Dahlhaus C., Apfel A. Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. München, 1974 (критика метроритмической теории Римана)
  • Rehding A. Hugo Riemann and the birth of modern musical thought. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2003.
  • The Oxford handbook of neo-Riemannian music theories, ed. by Edward Gollin and Alexander Rehding. N.Y.: Oxford University Press USA, 2011.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05