Николай Званцев (Неволин) |
Имя при рождении: | Николай Николаевич Званцов |
---|
Дата рождения: | 18 июня 1870(1870-06-18) |
---|
Место рождения: | Нижний Новгород |
---|
Дата смерти: | 18 мая 1925(1925-05-18) (54 года) |
---|
Место смерти: | Москва |
---|
Профессия: | оперный певец (бас-баритон), педагог, актёр, театральный режиссёр, режиссёр оперы |
---|
Гражданство: | Российская империя |
---|
Псевдонимы: | Званцев, Званцев-Неволин, Неволин |
---|
Амплуа: | оперные спектакли, драматические спектакли |
---|
Николай Николаевич Званцев (наст. фам. Званцов; сценический псевдоним Званцев-Неволин или Неволин; 6 июня 1870, Нижний Новгород - 18 мая 1923 или 1925, Москва) - оперный певец (бас-баритон), драматический актёр, режиссёр и вокальный педагог.
Жена: оперная певица В. Н. Петрова-Званцева.
Дети:
- Евгения (1897-1974) - служащая завода грамзаписи,
- Татьяна (1913-1994) - замужем за Г. В. Логвиновичем (доктор технических наук, академик АН Украины; академик РАЕН (1994); начальник отдела гидродинамики НИЦ ЦАГИ, заместитель председателя Научного совета РАН по механике)
- София
Содержание- Биография
- Исполненные партии
- Драматические роли
- Режиссёрские постановки
- Педагогическая работа
- Примечания
Родился в городе Нижний Новгород в дворянской семье.
Учеба: Московская консерватория; педагоги: класс пения - Л. Джиральдони, класс скрипки - И. Гржимали, класс композиции - А. С. Аренский и С. И. Танеев; в 1895 году окончил и в том же году уехал на совершенствование в Европу: Милан (педагог Мартин Петц) и Париж.
Вернувшись в Россию, в 1897 году поступил в оперную антрепризу певца Н. Унковского, с которой работал в различных городах: Курске, Орле, Ельце и др.
В 1898-1900 - в Тифлисе.
В 1900-1002 - в Товариществе Московской частной русской оперы С. Мамонтова. Там же начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1902 оперу П. Чайковского «Черевички». Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь. - Изд. 2-е испр. и доп., электронное. - М., 2008) пишет, что певец «обладал голосом неприятного тембра, но „всегда давал умную и тонкую обработку музыкальной и сценической стороны любой партии“», эти природные данные и привели его на режиссёрское поприще.
В 1902 (или 1903) - 1911 гг. - режиссёр в Московском Художественном театре.
В 1911/12 - режиссёр в петербургском Мариинском театре.
В 1913-1919 - режиссёр московского театра К. Н. Незлобина, где поставил несколько десятков пьес.
В 1920-1923 - вернулся в МХТ и работал в режиссёрском управлении и репертуарной комиссии Художественного театра.
Одновременно работал в Опере С. Зимина, где был заведующим художественной частью и в качестве режиссёра поставил несколько опер в 1922 году: «Мазепа» П. Чайковского, «Гугеноты» Дж. Мейербера и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
Как театральный режиссёр помогал в освоении партий своей жене, выдающейся оперной певице Вере Петровой-Званцевой.
Перевёл на русский язык либретто нескольких опер, в том числе «Вертера» Ж. Массне. Кроме того, Н. Званцев сочинял стихи - преимущественно шутливые на злобу дня. По воспоминаниям художника Мстислава Добужинского, Н. Званцев был очень остроумным собеседником, принимавшим участие в актёрских капустниках и домашних вечеринках. Вместе с женой В. Петровой-Званцевой сотрудничали в «Летучей мыши», созданной их близким приятелем Никитой Балиевым; Званцев сочинил там немало скетчей и пародий, с которым сам неоднократно выступал.
Преподавал в Московской консерватории.
В 1903-1911 и 1912-1923 - педагог Московской консерватории, с 1915 - профессор; вначале преподавал дикцию и декламацию, затем работал режиссёром оперного класса.
Преподавал также в оперной студии Виноградова и Е. Цертелевой и студии им. Ф. И. Шаляпина.
Среди учеников: В. В. Барсова, В. Ф. Быстров, А. К. Кончевский, А. А. Орловская, З. А. Рунич-Давыдова, В. И. Садовников.