|
|
Дюпюи Жюль.
›
Жюль Дюпюи | Jules Dupuit | | Дата рождения: | 18 мая 1804(1804-05-18) |
---|
Место рождения: | Фоссано, Италия |
---|
Дата смерти: | 5 сентября 1866(1866-09-05) (62 года) |
---|
Место смерти: | Париж, Франция |
---|
Страна: | Франция |
---|
Научная сфера: | механика, экономика |
---|
Альма-матер: | Политехническая школа |
---|
Жюль Дюпюи́ (фр. Arsène Jules-Émile Juvenal Dupuit; 18 мая 1804(18040518), Фоссано, Италия - 5 сентября 1866, Париж) - французский инженер, механик и экономист, один из предшественников маржинализма. Содержание- Биография
- Научная деятельность
- Работы по механике
- Работы по экономике
- Примечания
- Публикации
- Литература
- Ссылки
БиографияРодился 18 мая 1804 г. в Италии (в то время оккупированной наполеоновскими войсками). Когда Жюлю было 10 лет, его семья переехала во Францию. В 1822 г. окончил Политехническую школу в Париже. Работая инженером, проектировал дорожные объекты и в 1843 г. получил за эту деятельность орден Почётного легиона. Научная деятельностьРаботы по механикеВ 1830-е гг. Ж. Дюпюи провёл ряд экспериментов по определению сопротивления, испытываемого цилиндрическим катком радиуса при его качении по горизонтальной плоскости. Обрабатывая эти данные, он в 1837 г. предложил формулу для силы трения качения, по которой она обратно пропорциональна . Затем последовала оживлённая и достаточно резкая дискуссия (1839-1841 гг.) между Дюпюи и другим французским механиком - А. Мореном, данные экспериментов которого убедительно подтверждали справедливость формулы Кулона (по ней сила трения качения обратно пропорциональна ), после чего работы Дюпюи по трению качения были надолго забыты. Впрочем, в середине XX в. фундаментальные исследования Д. Тейбора (David Tabor) по теории трения качения привели к частичной реабилитации представлений Дюпюи. Оказалось, что для материалов с выраженной несовершенной упругостью (резина, дерево, отчасти - чугун), для деформирования которых характерен упругий гистерезис, формула Дюпюи обеспечивает лучшее совпадение с опытом, чем формула Кулона. Занимался также подземной гидродинамикой, где исследовал дифференциальное уравнение, описывающее движение грунтовых вод. Работы по экономикеВ 1844 опубликовал статью «О мере полезности гражданских сооружений», где доказывал несостоятельность применявшегося в то время способа определения эффективности (полезности) хозяйственных мероприятий. В статье впервые был применён предельный анализ в экономике (после Тюнена и Курно). Впервые проанализировал излишек потребителя - ключевое понятие экономики благосостояния. Дюпюи опровергал представление о полезности гражданских сооружений (мостов, дорог) как сумме денежных поступлений от их эксплуатации. Примечания- ↑ Ишлинский, 1983, с. 272
- ↑ Силин, 1976, с. 39
- ↑ Силин, 1976, с. 39-40
Публикации- Dupuit J. Essai et expériences sur le tirage de voitures et sur le frottement de second espèce. - Paris: Carilian - Goeury, 1837. - 167 p.
Литература- Блауг М. Дюпюи, Жюль // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. - СПб.: Экономикус, 2008. - С. 104-106. - 352 с. - (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). - 1 500 экз. - ISBN 978-5-903816-01-9.
- Блауг М. Дюпюи и французская инженерная традиция // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. - М.: Дело, 1994. - С. 297-299. - XVII, 627 с. - ISBN 5-86461-151-4.
- Ишлинский А. Ю. Механика: идеи, задачи, приложения. - М.: Наука, 1985. - 624 с.
- Силин А. А. Трение и его роль в развитии техники. - М.: Наука, 1976. - 176 с.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|