|
-
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
— Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
Начать пользоваться сервисом
-
-
Как продвинуть сайт на первые места?
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
Начать продвижение сайта
|
Драгоманов Михаил Петрович.
›
Михаил Петрович Драгоманов | укр. Михайло Петрович Драгоманов | | Дата рождения: | 18 сентября 1841 |
---|
Место рождения: | Гадяч, Полтавская губерния, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 2 июля 1895 (53 года) |
---|
Место смерти: | София, княжество Болгария, Османская империя |
---|
Страна: | Российская империя |
---|
Научная сфера: | литературоведение, история, философия, экономика, фольклористика |
---|
Место работы: | Киевский университет Софийский университет |
---|
Альма-матер: | Киевский университет |
---|
Михаил Петрович Драгоманов |
Михаи́л Петро́вич Драгома́нов (укр. Миха́йло Петро́вич Драгома́нов (Драгома́нів); 6 (18) сентября 1841(18410918), Гадяч, Полтавская губерния, Российская империя - 20 июня (2 июля) 1895, София, Княжество Болгария, Османская империя) - украинский учёный и критик, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, основатель украинского социализма. Брат Ольги Косач и дядя Леси Украинки, повлиявший на её формирование как писателя. Содержание- Биография
- Память
- Литература
- Примечания
- Ссылки
БиографияРодители Михаила Драгоманова, мелкопоместные дворяне, потомки казацкой старшины, были образованными людьми, разделяли либеральные для своего времени взгляды. «Я слишком обязан своему отцу, который развил во мне интеллектуальные интересы, с которым у меня не было моральных разногласий и борьбы…» - вспоминал позднее М. Драгоманов. Так называемая «студенческая громада» изучала фольклор и интересовалась литературой. Драгоманов принадлежал к кружку космополитов и объяснял это таким образом: «Сам украинец по происхождению, и видя в Киеве не мало того, о чём в остальной России понятия не имели, я во многом разделял сомнения и идеи украинских националистов, и во многом они мне казались реакционными: я не мог разделять равнодушия их к русской литературе, которую считал более развитой теперь, нежели украинская, и более полной общеевропейских интересов (я далеко больше находил политически воспитывающего в „Колоколе“ и „Современнике“, нежели в „Основе“)».
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Однако впоследствии он вступил в «Громаду», приблизившись к ней на почве педагогических интересов: издания серии популярных книг. Но уже в 1863 министр внутренних дел Валуев запрещает печатание украинских популярных и педагогических книг ввиду того, что «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может». В том же году Драгоманов окончил университет, в следующем - защитил диссертацию «Император Тиберий», а в 1869 - магистерскую - «Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит». В 1865 был избран советом университета штатным доцентом. Донос (обвинение в украинофильстве и сепаратизме) лишил Драгоманова кафедры и сделал его с 1875 года политическим эмигрантом. По своим социально-политическим взглядам Драгоманов был ярким представителем украинской интеллигенции 1870-х гг. В области национального вопроса он соединял федералистические стремления революционно настроенных представителей тогдашней украинской интеллигенции с неопределенным индивидуалистическим космополитизмом демократического направления. Порвав на этой почве с Киевской украинской громадой и выступив против централистических тенденций тогдашнего народничества, Драгоманов в конце концов стал за границей выразителем либерально-конституционных тенденций, органом которых была газета «Вольное слово», которую Драгоманов редактировал.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
Этот орган русских конституционалистов, издававшийся в действительности на средства, находившейся в связи с третьим отделением «Священной дружины», не нашёл почвы и вскоре прекратился. Несмотря на свое только годичное существование, газета Драгоманова оказала влияние на последующее развитие либерально-конституционной мысли. Так, либеральный журнал «Освобождение» в 1900-х гг. заявлял, что он считает Драгоманова своим предшественником. На украинской почве издание Драгоманов предвосхитило влияние украинских эсефов («социалистов-федералистов») - буржуазной партии, близкой к кадетам. Демократическая, федералистическая теория Драгоманова в течение долгого времени оказывала свое влияние на украинскую интеллигенцию; были неудачные попытки рассматривать Драгоманова даже как одного из предшественников украинского марксизма. Свои федералистские идеи Драгоманов проводил в статьях о культурном и литературном развитии малых национальностей. В «Вестнике Европы» (сентябрь и октябрь 1874) цензура вырезала его статью «Очерки новейшей литературы на малороссийском наречии». Пропаганде федерализма посвящены и статьи о галицийской литературе. В Галиции и в Буковине Драгоманов имел, правда, лишь небольшой круг своих поклонников (во главе с Михаилом Павликом и Иваном Франко). Но значение Драгоманова для развития всей украинской литературы никто не мог отрицать. «В то время в Галиции господствовало в литературе „старорусское“ направление. Книжная тяжелая, искусственная речь, далекая от живого народного языка, была совершенно непонятна местному населению, но галицкая интеллигенция с предубеждением относилась к народному языку, как и вообще к крестьянской массе». Драгоманов боролся с этой книжностью и подражательностью, стремясь приблизить литературу к народной, крестьянской поэзии. В полемике с Гринченко (Чайченко) Драгоманов восставал против провинциальной ограниченности, националистической узости и шовинизма буржуазной украинской литературы и писал: «напрасно Чайченко хочет нас восстановить против русских как народа… все народы - русские, или поляки, или украинцы - имеют и своё плохое и свое хорошее в натуре. Плохое больше происходит от малого образования, чем из природы народов, и поэтому нам всем - и русским, и полякам, и украинцам - вместо того, чтобы враждовать, нужно просвещаться и добиваться вместе свободы» (Переписка с Павликом, т. VII, стр. 87). Не любил Драгоманов схоластических препирательств и о «литературных правах»: эти права и их широта, по его мнению, определяются самим фактом существования на данном языке произведений действительной литературной ценности. В 1879 году появилась в четвёртом сборнике журнала «Громада» (женевского издания Драгоманова) его главная критико-публицистическая работа «Шевченко, украинофилы и социализм». Исходная точка зрения работы Драгоманова - не историко-литературная, а публицистическая: речь шла не столько о Шевченко, сколько о том, можно ли Шевченко считать социалистом и в какой степени его произведения пригодны для пропаганды социализма в украинских массах. Драгоманов решительно отмежевался здесь от русского народничества. В одном письме (к Павлику) сам Драгоманов подчеркивает: «Статья „Шевченко, украинофилы и социализм“, кроме попытки исторического, а не догматического взгляда на Шевченко, указывает на отличие шевченковского украинолюбства от современного европейского социализма и в то же время отличие этого социализма от народничества русского (бакунизма, лавризма и пр.) и украинского. Подобно европейским социал-демократам, автор указывает на корень социализма в городских классах, но не смотрит пренебрежительно на крестьян и указывает возможность и необходимость привлечь их к городскому и фабричному социальному движению» (Переписка с Павликом, т. VIII, стр. 210). Объясняя миросозерцание и деятельность Шевченко, Драгоманов принимает во внимание окружающую поэта среду. Классовое происхождение и сознание Шевченко Драгоманов противопоставлял его дворянскому окружению, украинофилам, выдвигавшим на первое место «национальное дело», а не вопрос о земле. Научная работа Драгоманова исходила из его заинтересованности фольклором ещё во время пребывания в университете. Вначале он заинтересовался происхождением религии и мифологией арийских народов, затем от древнего мира перешёл к новым народам, к легендам и устному творчеству славян, особенно украинцев. Результатом были собрания украинского народного творчества (две книги сказок и две - песен, изданных в 1867). В 1869 Драгоманов вместе с историком В. Б. Антоновичем приступает к составлению свода украинских политических песен с историческим комментарием (первые два тома изданы в Киеве в 1874 и 1875). В Женеве Драгоманов продолжает издание исторических песен («Новые украинские песни об общественных делах», 1881 - рекрутчина, отмена крепостничества, пролетаризация крестьянства, крестьянские отработки, батрачество, быт фабричных). Известный как фольклорист и в научных кругах Западной Европы, Драгоманов занимает в истории украинского литературоведения почетное место пропагандиста теории известного немецкого учёного Бенфея, основателя теории заимствования, которую Драгоманов дополнил теорией Ланга (этнологической) и социологическими пояснениями заимствований. Как представитель теории заимствования, Драгоманов осудил теорию Гримма-Буслаева (сравнительно-мифологическую). Методология Драгоманова является соединением двух теорий: социологической и сравнительной. Особенно ярко влияние Бенфея проявилось на работе Драгоманов «О шелудивом Буняке» («Розвідки», т. II, стр. 155). От буслаевской школы Драгоманов взял только принцип необходимости исследования взаимовлияний устной и книжной поэзии: в так называемом «народном» у новоевропейских наций - утверждал Драгоманов - очень много «книжного» и очень мало элементов местного, национального происхождения, особенно в сфере прозаической словесности: сказках, новеллах, анекдотах («Розвідки», т. I, стр. 192). Ища отличия и сходства в обработке сюжетов, которые блуждают от народа к народу, Драгоманов подчеркивал сам интернациональное содержание художественного слова в разных национальных формах. Это увлечение изучением влияний привело Драгоманова к выводу, совершенно противоположному теории «самобытности» украинского «народного творчества»: «Очень много из того, что мы теперь находим в нашей стране и даже в сфере её неграмотного населения, это продукт не местный и не „народный“, а общий всем историческим народам продукт культурный» («Розвідки», т. I, стр. 155). Нужно сравнивать варианты сюжетов, находить самостоятельно разработанные подробности их, отвечающие бытовым признакам - географическим, общественным, моральным - страны и эпохи. Всевозможные заимствования обрабатываются различно с известными социальными целями. Драгоманов исследует «эмбриогенезис» произведения - процесс его роста и распространения. Методология Драгоманова намечает путь от конкретного текста (летописное сообщение) к разрешению вопроса: был ли этот факт созданием самостоятельного творчества на основе исторического события, или же заимствован у других народов. Драгоманов пытается объяснить, что такое народное устное творчество и национальные пересказы. Чувствуя недостаточность сравнительного метода, он пытался возместить её этнологическим и социологическим анализом. Социально-политические и научные идеи Драгоманова тесно связаны. Публицист и учёный в нём сочетаются и сливаются. Драгоманов был далек от кабинетно-профессорского самомнения и отличался широтой своих взглядов на научную работу. В одном письме его читаем («Переписка с Иваном Франко и другими», 1885-1887, стр. 210-211): «Прежде всего скажу, что научность - дело относительное. Работа может иметь „газетную форму“ и быть более научной, чем диссертация. Не все схоластическое - научно, не все публицистическое - ненаучно». Задачи науки были для него неотделимы от вопросов жизни. Большим замыслом Драгоманова был план истории украинской литературы, который он так и не осуществил. Приходилось начинать все заново, а это было не под силу даже такому образованному, талантливому и деятельному человеку, как Драгоманов. Смерть прервала эту работу почти в самом начале. Тем не менее значение Драгоманова для украинского литературоведения несомненно. Он воспитал целую плеяду молодых учёных во главе с Франко. ПамятьПамятная доска Драгоманова в Софии В честь М. П. Драгоманова названы улица в Киеве (жилмассив «Позняки»), во Львове и Луцке До 20 сентября 1936 года имя Драгоманова носил переулок в Харькове (ныне - улица Квитки-Основьяненко). Также в честь Драгоманова в Киеве назван Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. Литература- Драгоманов М. Чудацькі думки про украінську національну справу, 1892.
- Драгоманов М. Австро-руські спомини, 1891.
- Драгоманів та В. Б. Антонович, Исторические песни малорусского народа. - К., тт. I-II, 1874-1875.
- Драгоманов М. П. Листи на Наддніпрянску Украіну, Коломия 1894.
- Малорусские народные предания и рассказы. - К., 1876.
- Пісні політичні українського народу XVIII-XIX століття. - Женева, 1883.
- Драгоманов М. П. Політичні пісні Украјінського народу XVIII-XIX ст. Частина перша, розділ першиј. - Женева, 1883.
- Драгоманов М. П. Політичні пісні Украјінського народу XVIII-XIX ст. Частина перша, розділ другиј. - Женева, 1885.
- Драгоманів М. Переписка, т. I. - Львів, 1901.
- Переписка Ю. Бачинського з М. Драгомановим, 1894-1895. - Львів, 1902.
- Костомаров М. І. - Львів, 1902.
- Літературно-суспільні партіі в Галичіні. - Львів, 1904.
- Переписка М. Драгоманова з Н. Кобринською, 1883-1895. - Львів, 1905.
- Переписка М. Драгоманова з Т. Окуневським, 1883-1895. - Львів, 1905.
- Павлик М. Переписка Михайла Драгоманова з Мелітоном Бучинським 1871-1877. - Львів, 1910.
- Бакунін М. А. Казань, 1906.
- Воспоминания о знакомстве с Тургеневым. - Казань, 1906.
- Драгоманів М. Листи до ів. Франка і інших, 1881-1886, видав. ів. Франко. - Львів, 1906.
- Шевченко, украінофіли і соціялізм. - Львів, 1906.
- Драгоманов М. Автобиография. // «Былое», 1906, июнь;
- Розвідки Михайла Драгоманова про українську народню словесність і письменство. - Львів, тт. I-IV и др.
- Письма Кавелина и Тургенева к Герцену.
- Письма Бакунина к Герцену и Огареву. Библиографию политических и исторических сочинений Драгоманов см. в общих энциклопедиях.
- Франко, Життепис Драгоманова, «Життя і слово», 1894, кн. 1;
- Огоновский О., проф. История литературы русской, т. IV, Львів, 1895.
- Павлик М. Михайло Петрович Драгоманів, 1841-1895, Его юбилей, смерть, автобіографія і спис творів. - Львів, 1896.
- Герцен, Бакунин, Чернышевский и Польский вопрос. Казань : Тип. Д. М. Грана, 1906.
- Франко I в. Суспільно-політичні погляди М. Драгоманова. // «Літер.-наук. вістник», 1906, кн. 8;
- Павлик М. М. Драгоманів і його роля в гозвою України. - Львів, 1907.
- Кістяковський Б. М. Драгоманов, Политические сочинения, т. I. - М., 1908.
- Франко, Молода Україна. - Львів, 1910.
- Крушельницкий А. Про житте М. Драгоманова. - Л., 1912.
- Лозинский М. Українське національне питання в творах М. Драгоманова. Київ: «Дзвін», 1914.
- Ефремов С. Памъяти М. П. Драгоманова. // «Украинская жизнь», 1915, кн. 7.
- Довбищенко Я. Михайло Драгоманов, вид. 1-е, Харків, 1917, вид. 2-е, 1919.
- «Наше минуле», 1918, кн. 2;
- «Памъяти Михайла Драгоманова», збірник. - Харків, 1920.
- Крымский А. Михаил Петрович Драгоманов, Некролог. // «Этнографическое обозрение», т. XXVII.
- Франко, Нариси українсько-руської літератури.
- Ефремов, історія українського письменства.
- Білецький Леонід, Основи літературно-науковой критиці, т. I.
- Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939.
Книги о М. П. Драгоманове: - Кистяковский Б. А. М. П. Драгоманов. Его политические взгляды, литературная деятельность и жизнь // Драгоманов М. П. Политические сочинения. - М., 1908. - Т. 1. - С. IX - LXXVII.
- Сумцов Н. Ф. Исследование М. П. Драгоманова по фольклору в болгарском «Сборнике за народни умстворения». - Харьков, 1898.
- Хатченко А. М. П. Драгоманов и вопрос о самостоятельной украинской культуре: . - М., 1912. - 28 с.
Статьи: - Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. О достоверности одного документа из архива М. К. Лемке (М. П. Драгоманов в «Вольном слове») // Вспомогательные исторические дисциплины. - З. Л.?, 1970. - С. 290-321.
- Батуринский В. К биографии Н. И. Костомарова // Былое. - 1907. - № 10. - С. 89 - 93.
- Бильбасов В. А. Драгоманов М. Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит. Ч. 1. Киев, 1869 // Бильбасов В. А. Исторические монографии. - СПб., 1901. - Т. 5. - С. 192-210.
- Бильбасов В. А. Драгоманов М. Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит. Ч. 1. Киев, 1869 // Университетские известия. - К., 1870. - № 10.
- Веселовский А. // Древняя и новая Россия. - 1877. - № 2. - С. 205-211.
- Гильтебрандт // Древняя и Новая Россия. - 1876. - № 7. - С. 291-292.
- Гильтебрандт. Два слова в ответ // Древняя и новая Россия. - 1876. - № 8. - С. 393.
- Дейч Л. Г. М. П. Драгоманов в изгнании // Вестник Европы. - 1913. - № 10. - С. 201-226.
- Дейч Л. Г. Украинская и общерусская эмиграция // Вестник Европы. - 1914. - № 8. - С. 209-233. * Игн. Ж-кий // Вестник Европы. - 1908. - № 9. - С. 376-380.
- Игн. Ж-кий // Русское богатство. - 1909. - № 1. - Отд. 2. - С. 168-170.
- Колосов Е. Два русских областника - М. П. Драгоманов и Г. Н. Потанин // Сибирские записки. - 1916. - № 3. - С. 123-153.
- Костомаров Н. // Русская старина. - 1877. - № 5. - С. 113-132.
- Крымский А. Драгоманов М. Оповідання про заздрих богів. Коломия. 1894 // Этнографическое обозрение. - 1895. - № 1. - С. 139.
- Луначарский А. В. Шевченко i Драгоманів // «Дзвiн» (Киев, 1914, № 2)
- М. К. // Русский филологический вестник. - 1879. - № 1. - С. 115-122.
- М. Л. // Мир божий. - 1906. - № 3. - Отд. 2. - С. 101.
- 17.М. Л. // Русская мысль. - 1906. - № 4. - Отд. 3. - С. 96.
- Н. П. Южно-русские легенды. (Библиографическая заметка) // Труды Киевской духовной академии. - 1877. - № 3. - С. 550-612.
- Назаренко Ф. И. М. П. Драгоманов о развитии капитализма и положении рабочего класса в России и на Украине после реформы 1861 г. // Ученые зап. Львовского торгово-экономического ин-та. Кафедра полит. Экономии. - Л., 1958. - Вып. 1. - С. 94 - 110.
- Петлюра С. Драгоманов об украинском вопросе // Хроника - 2000. - 1993. - № 1 - 2. - С. 170-175.
- Петров Н. // Тр. Киевской духовной акад. - 1874. - № 10. - Отд. 3. - С. 317-352.
- Петров Н. // Тр. Киевской духовной акад. - 1875. - № 10. - С. 146-160.
- Рабинович М. Я. Мои сношения с М. Драгомановым и работа в «Вольном слове». // Еврейская старина. - 1915. - Т. 8. - Вып. 3/4. - С. 347-366; 1916. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 75 - 100.
- Русова С. Памяти М. П. Драгоманова. // Русская мысль. - 1905. - № 8. - С. 50 - 71.
- Русова С. Ф. // Былое. - 1906. - № 8. - С. 287-292.
- Украинский вопрос в его историческом освещении. (М. П. Драгоманов. Историческая Польша и великорусская демократия) // Киевская старина. - 1905. - № 11 - 12. - С. 143-172.
- Хатченко А. М. П. Драгоманов и вопрос о самостоятельной украинской культуре // Украинская жизнь. - 1912. - № 6. - С. 10 - 35.
- Хаясака Макото. Русские якобинцы и М. П. Драгоманов - споры о путях решения национального вопроса // Славяноведение. - 1993. - № 3. - С. 80 - 85.
Литература на других языках: - Hornowa E. Problemy polskie w twórczości Michala Drahomanowa. - Wroclaw, 1978.
- Mykhaylo Drahomanov: A Symposium and Selected Writings / I.L. Rudnytsky (ed.). - N. Y., 1952. - 225 p. - (The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U.S. - 1952. - Vol. 2. - № 1 (3)).
- Rudnytsky Ivan L. Essays in Modern Ukrainian History / Ed. by P.L. Rudnytsky. - Edmonton: Canadian institute of Ukrainian studies, University of Alberta, 1987. - 499p. Drahomanov as a Political Theorist - P. 203-253. The First Ukrainian Political Program: Mykhailo Drahomanovʼs «Introduction» to Hromada. - P.255 - 281. Mykhailo Drahomanov and the Problem of Ukrainian-Jewish Relations. - P. 283-297.
Примечания- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118876317 Проверено 6 мая 2014.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|