Бессмертнова Наталия Игоревна (Bessmertnova, Natalia Igorevna).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Бессмертнова Наталия Игоревна.

 ›

Наталия Бессмертнова
Дата рождения:

19 июля 1941

Место рождения:

Москва, РСФСР, СССР

Дата смерти:

19 февраля 2008 (66 лет)

Место смерти:

Москва, Россия

Профессия:

балерина, балетный педагог

Гражданство:

 СССР Россия

Театр:

Большой театр

Награды:


IMDb:

ID 0078846


Ната́лия И́горевна Бессме́ртнова (19 июля 1941(19410719), Москва - 19 февраля 2008, Москва) - выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер - педагог. Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской (1986), Государственной премий СССР (1977) и Премии Ленинского комсомола (1972).

Содержание
  • Биография
  • о Н. И. Бессмертновой
  • Репертуар (основные партии)
  • Фильмография
  • Библиография
  • Награды и звания
  • Примечания
  • Ссылки
Биография
Могила Бессмертновой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Н. И. Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в семье врача Игоря Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве - Пешковой) (1920-2012). В 1961 году окончила Московское хореографическое училище где её педагогами были М. А. Кожухова, Л. К. Черкасова и С. Н. Головкина.

В 1961 году была принята в труппу Большого театра, где танцевала до 1988 года. В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контракту до 1993 года. Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, Главного балетмейстера Большого театра Ю. Н. Григоровича. Депутат ВС СССР 10 созыва (1979-1984).

В 1988-95 годы - педагог-репетитор (по контракту) Большого театра, покинула театр, в день назначения художественным руководителем Большого театра В. В. Васильева, по собственному желанию 20 марта 1995 года (Приказ N 127 от 21 марта 1995 года). C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Ю. Н. Григорович ставил в театре «Кремлевский балет» («Ромео и Джульетта» - 1999 год, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - 2001 год), Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского - 2001 год, «Легенда о любви» А. Меликова - 2002 год, «Раймонда» А. Глазунова, - 2003 год, «Золотой век» Д. Шостаковича - 2006 год) и в зарубежных странах.

Неоднократно была членом жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва, Варна, Япония)

Н. И. Бессмертнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

о Н. И. Бессмертновой
Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…

- Серж Лифарь

Наталия - это чудо. Балерина удивительного трагического дарования. Глубокая, нежная, воздушная, эмоциональная. Виртуозная техника, которая поражает своей филигранной отточенностью. Сочетание прозрачности в лирике и грозной таинственности в героизме расширяет диапазон балерины и возводит её в ранг неповторимых, волшебных и великих актрис нашего времени. Преклоняюсь перед Бессмертновой и желаю ей счастья.

- Руфина Нифонтова

Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой. Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в „Жизели“ с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в „Жизели“ на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в „Жизели“ на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бессмертновой.

- Михаил Барышников

Наталия Бессмертнова… Самобытная балерина, тонкая актриса, выдающийся художник. Её искусство - это поэзия. Утончённость души, элегантность танца, изысканность облика отличают её героинь, притом, что они со всей силой чувств переживают трагедии, испытывают коварные удары судьбы. По-моему, во имя такой поэзии - возвышающей, очищающей человека, помогающей ему выдержать испытания, - прежде всего и существует балет. Недаром о Бессмертновой пишут: «Неземное существо, заколдованное и околдовывающее! Её танец завораживает своей красотой, бесконечно льющейся „мелодией“, своей трепетной одухотворённой жизнью, в которой тысяча тончайших нюансов. Её танец уносит нас в дальние дали, в мир мечты, идеала, гармонии. Потому-то и признана она несравненной исполнительницей Раймонды, Жизели, Одетты, Одиллии, сильфиды в „Шопениане“, Анастасии.

- Елена Образцова

…Стремительно несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бессмертновой как олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются, сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой.

- Галина Иноземцева (балетный критик)

Бессмертнова стала одной из величайших балерин мира, утончённой, нервной, в высшей степени выразительной. У неё есть дар придавать простейшим движениям глубинный заряд страсти, и она воздействует всем своим телом, более того, может быть, всем своим существом. Она - фантастична.

- Джон Парсиваль (английский балетный критик)

Помню, как на каком-то спектакле „Жизели“, взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз - так искренне, непосредственно „жила“ она в „толпе“, так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели.

- Галина Уланова

Частым употреблением мы упростили понятие талант. Так получается, что все, едва ступая на творческую стезю, уже числятся в талантливых. О Бессмертновой я скажу по-другому. Она человек и актриса ярчайшей одарённости. На своём балетном веку я редко видела такой дар. Что у неё есть прежде всего? Необыкновенный диапазон балерины, причём существующий не сам по себе, а проявленный в её человеческой сути. Контраст ролей позволяет понять масштаб балерины. Бессмертнову выделяет на сцене незаурядность собственного подхода к роли. На её место никто не может встать, потому что она живёт таким вдохновением, которое не повторяется. Неизвестно, что у неё сильнее - вчерашнее или сегодняшнее, либо то, к чему она придёт завтра.

- Марина Семёнова

Бессмертнова никогда ни на кого не похожа. У неё своё, только ей присущее мировосприятие. И она не только прекрасно исполняет ту или иную роль, а делает гораздо большее: углубляет наше представление об этой роли. Благодаря яркой индивидуальности разнообразие ролей у неё складывается в цельность творчества.

- Ирина Колпакова

Наталья Бессмертнова - великая балерина! Сегодня многие артисты балета отлично владеют техникой танца и всё правильно делают на сцене, придраться не к чему, но их исполнение не захватывает. Любая роль в исполнении Бессмертновой становится ярким и запоминающимся событием. Танец Бессмертновой захватывал, завораживал. Я думаю, именно такое впечатление производили на зрителей Павлова, Спесивцева, Уланова… Если бы Наташа жила во времена Петрарки, о ней слагали бы сонеты.

- Михаил Лавровский

Балет „Раймонда“ А. Глазунова, в котором заглавную роль исполнила Наталия Бессмертнова - выдающееся её достижение. Можно сказать, не боясь впасть в комплиментарную риторику, что Бессмертнова обогатила известные классические образы новыми жизненными интонациями, современными мыслями.

- Николай Фадеечев

Многие из знатоков и поклонников балета, никогда не видевшие Анну Павлову, но знающие её по фотографиям, утверждают, что Наталья Бессмертнова на неё похожа. Волосы зачёсаны до гладкости, на прямой пробор; смуглая, глаза удлинённые, чёрные, они думают, живут, чаруют. Что-то в ней, Бессмертновой, действительно, есть павловское, хрупкое, утончённое. Балерина нутра, интуиции, она податлива на посыл, на движение, на мгновенную импровизацию внутренней жизни, что делает её такой неожиданной на сцене. Она танцует огромный репертуар - классические балеты. И она стала исполнительницей всех главных женских партий в балетах Ю. Григоровича - Ширин в „Легенде о любви“, Одетты и Одиллии в новой редакции „Лебединого озера“, Анастасии в „Иване Грозном“, Джульетты в „Ромео и Джульетте“, Валентины в „Ангаре“, Риты в „Золотом веке“, Раймонды в одноимённом балете Глазунова. Но „Жизель“ остаётся с ней всю жизнь. В этом спектакле есть миг, когда Бессмертнова стоит посреди сцены, на грани жизни и смерти. И она делает шаг, шажок, выставив вперёд „ослепшие“ руки, такой страшный, что в Большом театре, в балете, условнейшем из всех искусств, люди испытывают подлинное потрясение.

- Асаф Мессерер (из книги «Танец. Мысль. Время»)

Партия белого лебедя очень близка лирическому дарованию Бессмертновой. Как искренно и музыкально балерина „пропела“ знаменитое адажио второго акта! Но обрадовало и то, как станцевала она трудную роль Одиллии. И здесь, в этом необычном для себя перевоплощении, Бессмертнова сохранила самоё себя, свою индивидуальность. У неё появилась здесь техническая уверенность, спокойствие, но в самых бравурных темпах она не изменила своему достоинству лирической балерины, не нарушила тонкости своей манеры, избежала соблазна внешней эффектности и броскости. Бессмертнова удивительно естественно и органично восприняла и по-своему претворила то, что можно назвать романтической традицией русского балета. Вот почему так часто в связи с ней вспоминают имена Павловой и Спевивцевой. Она из тех, кто может и должен сказать своё слово в искусстве.

- Борис Львов-Анохин («Культура и жизнь». 1966. № 9, из книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова»)

Покоряет лучистая Н. Бессмертнова. Одетта-Одиллия - это её роль. Балерина раскрывает в ней своё лирико-драматическое дарование.

- Фёдор Лопухов (из книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова»)

Когда она появилась на сцене, это было абсолютно нежданное-негаданное чудо. Тоненькая, лёгкая танцовщица с огромными глазами. Она реяла в воздухе, точно птица, впервые взлетевшая ввысь, но отставшая от стаи. Опьяняющий полёт, предсмертная тревога - таких эмоциональных состояний балетный театр тогда не знал. Богом отмеченная балерина. В высшей степени изысканная.

- Вадим Гаевский

Наталия Бессмертнова сумела покорить и очаровать весь мир своим великим и неповторимым талантом.

- Владислав Третьяк

Репертуар (основные партии)
  • 1961 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - 7-й вальс и Мазурка
  • 1961 - «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе - Дочь Андрея
  • 1963 - «Золушка» С. С. Прокофьева - Осень
  • 1963 - «Жизель» А. Адана - Жизель
  • 1964 - «Паганини» С. Рахманинова - Муза
  • 1964 - «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева - Мария
  • 1964 - «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна - Лейли
  • 1965 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Одетта-Одиллия
  • 1958 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ширин
  • 1968 - «Спартак» А. Хачатуряна - Фригия
  • 1968 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского - Маша
  • 1970 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Китри
  • 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского - Аврора
  • 1975 - «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева - Анастасия
  • 1976 - «Ангара» А. Я. Эшпая - Валентина
  • 1979 - «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Джульетта
  • 1982 - «Золотой век» Д. Д. Шостаковича - Рита
  • 1984 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Раймонда
Фильмография
  • 1964 - «Секрет успеха» (фильм-балет)
  • 1968 - «Ромео и Джульетта» - Джульетта
  • 1971 - «Хореографическая симфония»
  • 1973 - «Хореографические новеллы»
  • 1975 - «Жизель» - Жизель
  • 1975 - «Ромео и Джульетта» - Джульетта
  • 1977 - «Спартак» - Фригия
  • 1977 - «Шопениана» - 7-й вальс и Мазурка
  • 1978 - «Грозный век» - Анастасия
  • 1978 - «Балетные зарисовки»
  • 1983 - «Лебединое озеро» - Одетта-Одиллия
  • 1989 - «Спартак» - Фригия
  • 1989 - «Легенда о любви» - Ширин
  • 1989 - «Раймонда» - Раймонда
  • 1989 - «Жизель» - Жизель
  • 1989 - «Ромео и Джульетта» - Джульетта
  • 1989 - «Иван Грозный» - Анастасия
  • 1989 - «Лебединое озеро» - Одетта-Одиллия
  • 1989 - «Золотой век» - Рита
Библиография
  • Демидов А. Наталия Бессмертнова // Советская музыка : журнал. - М., 1968. - № 5.
  • Ed. Makswell N. Bessmertnova. L., 1980.
  • Демидов А. Наталия - значит природная // Театральная жизнь : журнал. - М., 1986. - № 23.
  • Alexander Demidov. Bolshoi Ballerina: Natalia Bessmertnova. - London: MacDonald, 1986. - С. 64.
  • Лапин С. Н. Бессмертнова. Израиль., 2000
  • Колесников А. Г. «Незабываемая. Наталия Бессмертнова». - М.: Театралис, 2008. - 320; илл. с. - ISBN 978-5-902492-10-8.
Награды и звания
  • Народная артистка СССР (1976)
  • Ленинская премия (1986) - за исполнение балетных партий последних лет
  • Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая
  • Премия Ленинского комсомола (1972) - за высокое исполнительное мастерство, большой вклад в развтие советского хореографического искусства
  • Первая премия Международного конкурса артистов балета (Варна, 1965)
  • Премия Анны Павловой (Париж, 1970)
  • Премия «Давид» (Таормина, Италия).
  • Орден Трудового Красного Знамени(1971)
  • Орден Дружбы народов (1981).
Примечания
  1. Список депутатов Верховного Совета СССР 10 созыва
  2. Фотогалерея. Балет-Б

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05