Билибин Виктор Викторович.
›
Виктор Викторович Билибин | | Псевдонимы: | И. Грэк, Диоген, Виктор Ювенис, Жгучий Глаз, B. Холостов |
---|
Дата рождения: | 7 (19) января 1859 |
---|
Место рождения: | Санкт-Петербург |
---|
Дата смерти: | 30 мая (12 июня) 1908 (49 лет) |
---|
Место смерти: | Санкт-Петербург |
---|
Род деятельности: | писатель, драматург, журналист |
---|
Жанр: | юмор, сатира |
---|
Дебют: | 1879 |
---|
Произведения на сайте Lib.ru |
---|
Произведения |
Виктор Викторович Били́бин (1859-1908) - русский прозаик, драматург, журналист XIX века. Содержание- Биография
- Творчество
- Список произведений
- Примечания
- Литература
БиографияРодился 7 (19) января 1859 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Окончил гимназию с золотой медалью, затем - Санкт-Петербургский университет со степенью кандидата прав. В 1880 году служил помощником присяжного поверенного, а с 1881 года - в Главном управлении почт и телеграфов, где в 1890-1900 годах возглавлял международный отдел. Был женат на А. А. Соловьёвой, сотруднице журнала «Осколки». С 1885 года был знаком с А. П. Чеховым, на протяжении пятнадцати лет между ними велась откровенная переписка. Известны 15 писем Чехова Билибину и 96 - Билибина к Чехову. В 1906-1908 годах - после смерти Н. А. Лейкина - был редактором-издателем журнала «Осколки». Скончался 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Шуваловском кладбище. Адреса- В 1890-1900 годах жил в Коломне, в доме 138 по Екатерининскому каналу.
ТворчествоПризнанный мастер малых жанров журнальной прозы: его фельетоны, экспромты, каламбуры были особенно популярны в начале 1880 годов и высоко ценились А. П. Чеховым. Начал литературную деятельность в 1879 году, с публикаций юмористических сценок - сначала в журнале «Стрекоза», в затем в журнале «Осколки», В последнем он публиковался под псевдонимом И. Грэк, активно участвовал в работе редакции, а в 1906-1908 годах, после смерти Н. А. Лейкина, возглавлял эту редакцию. Как секретарь редакции «Осколков» поддерживал начинающих авторов, предлагая им разнообразные смешные темы и сюжеты. В своих пародиях высмеивал наукообразные трактаты («О воспитании детей», «Грамматика влюблённых», «Руководство по устройству супружеских сцен» и т. п.), словари (медицинские, актёрские, купеческие и др.), гороскопы («Предсказания на 1882 год»), уставы («Уложение о наказаниях», «Устав о предупреждении и пресечении стихотворства»), бессодержательные оперы, басни, романы, «звонистые рифмы» («Сокращённые либретто», «Театральные слухи и новости», «Литературные анекдоты»), пытался пародировать и произведения «большой» литературы («Братья Карамазовы», «Иванов» и др.). В 1882 году издал свои юмористические произведения в виде сборника «Любовь и смех». Билибину принадлежит заслуга введения в «Осколки» в 1882-1884 годах многих социально-политических тем: о полицейском надзоре («Под новый год»), о покорности «мужичка» («Весёлые картинки»), об абсурдной бюрократической логике («Сновидения»), о глупости цензоров («Я и околоточный надзиратель») и многих других. Один из юмористических фельетонов, «Пёстрые сказки» (Новая газета. - 1886. - 27 апреля и 4 мая), он написал в соавторстве с А. П. Чеховым и опубликовал за подписью «Два Аякса». В 1884 году, после закрытия журнала «Отечественные записки», последовательно отстаивавшего демократические принципы журналистики, общий тон публикаций в «Осколках» изменился: сатирические зарисовки практически не появлялись, предпочтение отдавалось бытовым сюжетам. Отразились эти изменения и на творчестве Билибина. Его еженедельные юмористические обзоры «Осколки современной жизни» в «Осколках» (1884-1908), многочисленные юморески и очерки, публиковавшиеся под псевдонимами Диоген и Виктор Ювенис, появлявшиеся в газетах «Одесский листок» (с 1886 Билибин печатался в «Одесском листке» как автор фельетонов «Петербургская пестрота») и «Новости», отличались, по мнению современников, от его ранних произведений идейной легковесностью, эмпиризмом, ориентацией на вкусы обывателя. В феврале 1887 года Чехов писал по поводу фельетонного цикла Билибина «Субботние бани провинциала» (в 1886-1887 он вёл в «Петербургской газете» еженедельные обозрения «Субботние бани провинциала» и воскресный фельетон «Вселенские глупости»): Билибин начинает исписываться. Его скучно читать… Не хочет понять человек, что игриво и легко можно писать не только о барышнях, блинах и фортепьянах, но даже о слезах и нуждах. - Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма. - Т. 2. - С. 32
В конце 1880 годов Билибин обратился к драматургии, его пьесы непосредственно связаны с ранее написанными миниатюрами и бытовыми сценками, представляли собой как бы их развёрнутый вариант. В 1890-х годах его пьесы ставились в Александринском театре и на частных сценах, хотя и без особенного успеха. Сюжеты «весёлых пьес» Билибина, как правило, сводились к семейным ссорам из-за модных шляпок («Молчание»), любовных писем («Иван Иванович виноват»), подброшенных детей («Цитварный ребёнок») и т. п., а банальности любовного треугольника дополнялись интригами злого начальника или тёщи (Менелай Петрович Менелаев в «Суде над прекрасной Еленой», Анемподист Сергеевич Отвислое в «Цитварном ребёнке», Евлампия Петровна Пилкина в «Молчании» и др.). А. В. Амфитеатров писал по поводу его работ: Человек создан был для тонкой интеллигентной иронии, а работал на грубый, нутряной смех. … Б. разменял свой тонкий юмор - и потерял талант фельетониста" - Амфитеатров А. Тризны.-- С. 152
Основная часть пьес была создана Билибиным после 1890 года, когда им окончательно был сделан выбор между карьерой литератора и чиновника в пользу второй. В письме Чехову от 1891 года он писал: И я сжёг если не всё, то многое из того, чему поклонялся. Чиновник во мне заедает писателя. - Архив А. П. Чехова. - Вып. 1. - С. 2
Пытаясь обосновать свою позицию, он отмечал: Я - ремесленник, и в этом нет ничего стыдного… Ремесленники работают добросовестно, но не ждите от них идей вдохновлённых. Я смотрю на литературу, как на литературное ремесло, как на хлеб… - Шаталов С. Е. Два таланта. - С. 36
После выхода из Литературного общества в 1890 году, Билибин помещал короткие обзоры в «Осколках», издал сборник «Юмористические узоры» (1898), пытался пародировать декадентскую прозу («Отрывки современной беллетристики», 1898) и драматургию («Театр марионеток», между 1902 и 1908 годами), но они уже не привлекали внимания читателей. Обращался к жанру фантастики. В 1906 году написал фантастическую сатирическую пьеса «Женщины на Марсе. Фантастический фарс в 3-х действиях», в которой земляне обнаруживают на Марсе «домострой наоборот»: обществом управляют женщины, за ними же закреплено право на образование. Список произведений- Любовь и смех. СПб., 1882
- Камера обскура. СПб, 1889
- Добродетельный чорт. М., 1890
- Похищение Сильфиды М.,1890;
- Круговорот. М., 1891;
- Юмористические узоры. СПб., 1898
- Говорящий немой. СПб., 1898
- Невидимая сила. СПб., 1898
- Порох. СПб, 1901
- Изумительные превращения. СПб., 1901
- Пьесы в одном действии. 12 одноактных шуток. СПб., 1902
- Дамская болтовня. СПб., 1902
- Сборник веселых пьес. СПб., 1910. - Т.1-2
- Из молодых, но ранний. Сновидения. Из записок иностранца о России. Др. рассказы и очерки // Писатели Чеховской поры. Избранные произведения писателей 80 - 90-х гг. / Вступ. ст., сост. и коммент. С. В. Букчина. М., 1982. - Т.1. - С.59-75
- По горячим следам. Под Новый год. Веселые картинки. Я и околоточный надзиратель. Записки сумасшедшего писателя и др. фельетоны и очерки // Спутники Чехова / Собр. текстов, ст. и коммент. В. Б. Катаева. М., 1982. - С.97 - 111.
Примечания- ↑ Фарс «Спириты» (1876), связанный с деятельностью «антимедиумической комиссии» Д. И. Менделеева, скорее всего, был приписан Билибину ошибочно.
- ↑ Билибин, Виктор Викторович // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. - Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. - 694 с. - ISBN 985-6269-01-6.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|