Дай Чжэнь (Dai Zhen).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Дай Чжэнь.

 ›

Дай Чжэнь
Дата рождения:

19 января 1724(1724-01-19)

Дата смерти:

1 июля 1777(1777-07-01) (53 года)

Страна:

Китай

Школа/традиция:

неоконфуцианство

Основные интересы:

философия, математика, астрономия, история, география.

Оказавшие влияние:

Конфуций


Дай Чжэнь (19 января 1724(17240119), Сюнин - 1 июля 1777, Пекин) - китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ 漢學, пу сюэ 樸學). Также математик, астроном, лингвист, историк и географ.

Содержание
  • Биография
  • Философское учение
  • Ссылки
Биография

Родился 19 января 1723 года в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 года участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (полное собрание всех книг по четырём разделам). В 1775 году за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 года в Пекине.

Философское учение

Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от «Си цы чжуани» (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» (син эр шан) дао «подформенным» (син яр ся) «орудиям» (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил инь ян и «пяти элементов» (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие «дао» определением последнего термина, имеющего лексическое значение «путь, дорога», с помощью этимологического компонента иероглифа «дао» - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) «син3» («движение», «действие», «поведение»), входящего в словосочетание «у син1» (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). « природа» (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» (цзы жань) и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью» (жэнь2), упорядочивается «благопристойностью» (ли2) и стабилизируется «должной справедливостью» (и1). Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели»-дэ1) и «принципов» (ли1), а антропологически - в виде «предопределения» (мин1), « природы» и «способностей» (цай) (Юань дао, цзюань 1).

Развивал методологию « доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн  - Чжу школы, Лу  - Ван школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань).

Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления «принципов» «чувствам» (цин2) и «желаниям» (юй), утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний».

«Принцип» - то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике - «сердце» (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.

Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.

Дай Чжэнь- китайский мыслитель с материалистической тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, который, отождествляя категорию дао («путь») с ли («принципом»), ставил её над материальным началом - ци, Д. Ч. расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, находящийся вне времени и пространства, а как ци; причём реальную субстанцию дао, по Д. Ч., составляют инь, ян (противоположные, находящиеся в борьбе силы) и пять первоэлементов. Для Д. Ч. характерен гуманистический подход к социальной проблематике. Полемизируя с представителями ортодоксального неоконфуцианства, настаивавшими на необходимости подавления человеческих желаний во имя выполнения долга (рассматривавшегося как социальный аспект «принципа» - ли), Д. Ч. говорил, что желания и эмоции следует не подавлять, а воспитывать с тем, чтобы сделать их основой лучших человеческих качеств.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05