Родился в селе Слабине, близ Чернигова, 9 апреля 1816 года. Рано лишившись отца, он своим воспитанием обязан заботам матери. Она жертвовала последними средствами своего небольшого состояния, чтобы дать своему единственному сыну образование. Под её наблюдением с Александром занимался один из студентов Черниговской семинарии. С 1825 года Рославский стал учиться в Чернигове, - сначала у преподавателя Гимназии Негаченка, а потом у профессора Семинарии Осипа Яковлевича Самчевского. Последний имел значительное влияние на развитие способностей Рославского. Под руководством Самчевского Рославский начал изучать произведения лучших русских писателей, и постепенно в нём развилась любовь к чтению. Самчевский, кроме того, задавал Рославскому темы для сочинений и старался выработать у него хороший слог. Домашнее образование Рославского шло столь успешно, что, отвезенный в 1828 году матерью в Нежин, для поступления в Гимназию высших наук, он был принят прямо в ІV класс, а по языкам - в 3-е отделение, где вместе с ним находились ученики гораздо старше его по возрасту и высших классов (в том числе Евгений Гребенка).
Здесь своими познаниями в латинском языке Рославский вскоре обратил на себя внимание профессора Андрущенка, назначившего Рославского авдитором (проверяющим) авдиторов всего отделения. В то время в Нежинской гимназии веял литературный дух: воспитанники высших классов составляли кружки, где с жадностью читалось и подвергалось обсуждению все, что выходило замечательного в стихах и прозе. Рославский, мечтавший ещё в детстве о славе писателя, также принялся писать. Отчасти по собственному уважению к Державину и Крылову, отчасти по совету профессора Русской словесности Парфения Ивановича Никольского, Рославский занялся преимущественно сочинением од и басен. Одна ода, в честь генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича, написанная им в 13 лет, заслужила особенное одобрение профессора, находившего её даже достойной напечатания. Однако, мало-помалу Рославский охладел к поэтическому творчеству и в последние годы своего пребывания в Нежинской гимназии совсем не писал стихов.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки:
SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию
Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
В 1832 году Гимназия высших наук была переименована в Лицей и подверглась преобразованию, придавшему этому заведению специальный характер, между тем, как прежде там господствовало энциклопедическое образование. Вскоре после этой перемены Рославский окончил курс Лицея и в 1834 году поступил в Харьковский университет на Филологический факультет, где слушал филологические науки, римские древности и объяснение римских писателей у Ивана Кронеберга.
Вниманию декана Факультета, профессора Русской истории, поэта Петра Артемовского-Гулака Рославский обязан тем, что, по окончании в 1837 года курса со степенью кандидата, он получил от университетского начальства приглашение занять место преподавателя в Университете. По выдержании экзамена на степень магистра исторических наук в 1839 году, Рославский был назначен адъюнктом в 1-е отделение Философского факультета для преподавания статистики. «Лекции Статистики», прочитанные Рославским в Харьковском университете, обратили на себя внимание тогдашних учёных. Что же касается Харьковского университета, то можно сказать, что Рославский создал в нём статистику: ни раньше, ни после него этот предмет не стоял на такой высоте. Сверх теории науки и общей сравнительной статистики европейских государств Рославский излагал своим слушателям специальные курсы статистики России, Франции и Англии с целью представить им образцы статистических монографий. В 1841 году, по представлению графа Юрия Головкина, преподавание статистики в Харьковском университете было отделено от кафедры политической экономии, и Рославский был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора статистики.
В 1844 году Рославский получил поручение руководить практическими занятиями студентов Педагогического института при Университете по истории и её вспомогательным наукам. Эту обязанность он исполнял до открытия в 1852 году в Харьковском университете кафедры педагогики. В 1845 году Рославский, вследствие избрания и ходатайства Совета, перешёл на кафедру всеобщей истории, остававшуюся свободной в Университете после смерти ординарного профессора Mихаила Лунина. В том же году Рославский получил учёную степень доктора исторических наук, политической экономии и статистики.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
В феврале 1846 года Императорское географическое общество избрало его в свои члены-сотрудники и в том же году Рославский утвержден был экстраординарным профессором, а спустя шесть месяцев - ординарным по занимаемой им кафедре. Несмотря на то, что главным предметом преподавания Рославского сделалась всеобщая история, он продолжал, по распоряжению Факультета, преподавание статистики, которое в 1850 году, согласно программе, предписанной Министерством народного просвещения, ограничивалось общими предварительными понятиями о науке, изложением экономической статистики России.
В течение второго семестра 1849/50 академического года Рославский читал политическую экономию. По всеобщей истории Рославский издал много сочинений, свидетельствующих о знакомстве его с литературой своего предмета. Однако, как лектор, Рославский не только не пользовался популярностью, но был даже не любим за педантизм и манеру преподавания. Неприятно на слушателей действовало то, что Рославский читал свои лекции слово в слово, не позволяя себе ничего изменять. Всё прочитанное на одной лекции, Рославский имел обыкновение повторять в начале следующей лекции, но с такой быстротой, что попавшему в аудиторию в первый раз нельзя было ничего понять.
Рославский, имея в виду, что всеобщая история обладает весьма богатой литературой, которой посвящали свою деятельность многие из лучших умов, не считал нужным предлагать своим слушателям собственные исследования и вырабатывать новые взгляды. Он постоянно заботился лишь о том, чтобы передать им в строго систематической форме, избегая многословия, результаты, добытые другими и получившие уже признание в науке. Он также обращал внимание на полноту содержания излагаемого предмета, для чего посвящал значительную часть своих лекций внутренней истории, изучению духовной жизни народов и тому, как она отразилась на их религии, государственном устройстве, в науке и искусстве, в промышленной и частной жизни.
Кроме обязанностей по преподаванию, Рославский исполнял разные учёно-административные должности и поручения. Так, он состоял: секретарем (более 14 лет) и членом (9 лет) Комитета для испытания лиц, ищущих звания домашних учителей и учительниц; секретарем Факультета (в 1842/3 г.); цензором неофициальной части «Харьковских губернских ведомостей» (1851/2 г.) и, по назначению Совета, принимал участие в приёмных студенческих испытаниях (10 раз в качестве экзаменатора и один раз в качестве председателя 2-го Комитета). В 1842 году на Рославского было возложено составление отчёта о состоянии Харьковского университета для произнесения на торжественном акте, и за отличное исполнение этого поручения ему была изъявлена письменная благодарность от Совета. В 1851 году, по желанию управлявшего Харьковским учебным округом генерал-адъютанта Сергея Кокошкина, Рославский составил краткую историческую записку об Университете для Великих князей Николая и Михаила Николаевичей.
В 1854 году, по поводу проекта, представленного правительству частной компанией, об устройстве железной дороги между Харьковом и Феодосией, Рославский занимался собиранием статистических данных для определения пользы, обещаемой этим предприятием. В том же году Рославский составил записку для устранения сомнений, возбужденных насчёт пользы устройства означенной дороги. По случаю празднования пятидесятилетия существования Харьковского университета Рославский читал написанный им краткий исторический очерк. С 1853 года Рославский, вследствие избрания товарищей-профессоров, утверждённого Министерством народного просвещения, был назначен деканом Историко-филологического Факультета, а с 1859 по 1862 год состоял ректором Харьковского университета.
Александр Петрович Рославский-Петровский умер в Харькове 25 декабря 1871 года.