|
|
Штумпф Карл.
›
Карл Штумпф | нем. Friedrich Carl Stumpf | фото ок. 1900 г. | Дата рождения: | 21 апреля 1848 |
---|
Место рождения: | Визентайд |
---|
Дата смерти: | 25 декабря 1936 (88 лет) |
---|
Место смерти: | Берлин |
---|
Страна: | Германия |
---|
Место работы: | Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, Вюрцбургский университет, Гёттингенский университет, Галле-Виттенбергский университет и Карлов университет |
---|
Альма-матер: | Гёттингенский университет |
---|
Фридрих Карл Штумпф (нем. Friedrich Carl Stumpf; 21 апреля 1848(18480421), Визентайд (Нижняя Франкония, Бавария) - 25 декабря 1936, Берлин) - немецкий психолог, философ-идеалист, музыкальный теоретик, ученик Ф. Брентано и Р. Г. Лотце, основатель (вместе с Ф. Брентано) европейского направления функциональной психологии, один из предвестников феноменологии и гештальтпсихологии. Содержание- Биография
- Научный вклад
- Научно-общественная деятельность
- Основные научные труды
- См. также
- Примечания
- Литература
БиографияКарл Штумпф обладал незаурядными музыкальными способностями: играл на шести инструментах, с 10-ти лет сочинял музыку. В 1865-1867 гг. изучал эстетику и юриспруденцию в Вюрцбургском университете, где испытал влияние своего учителя Франца Брентано. В Геттингенском университете (под влиянием другого своего учителя - Г. Лотце) изучал также физику и философию, а в 1869 г. защитил в этом университете докторскую диссертацию по философии: «Платон и теория блага». В 1870-1873 гг. - приват-доцент Геттингенского университета. С 1873 г. - профессор кафедры философии Вюрцбургского университета (по рекомендациям Брентано и Лотце). В 1879-84 гг. - профессор университета в Праге. В 1884-89 гг. - профессор университета в Галле. В 1889-93 гг. - профессор университета в Мюнхене. В 1894-1923 гг. - профессор Университета Фридриха-Вильгельма в Берлине, где явился одним из основателей и директором Института экспериментальной психологии. В 1907-1908 гг. занимал должность ректора Берлинского университета. Почётный доктор Берлинского университета (1910). Научный вкладОсновное направление научной деятельности Карла Штумпфа - психологические проблемы восприятия звуковых тонов и связанные с этими проблемами вопросы теории музыки. Штумпф рассматривал музыку как уникальный феномен культуры, и поэтому результатам опытов, проводимых натренированными в интроспективном анализе сознания психологами (школа В. Вундта), в качестве заслуживающих большего доверия он противопоставлял свидетельства экспертов-музыкантов. Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является «сплавление» звуков: множественность звуков, которые образуют в сознании слушателей единое, цельное созвучие. При таком подходе диссонанс рассматривается в качестве «индивидуации» звуков из этого единства. Штумпф внёс самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Но, в отличие от Гельмгольца, Штумпф выступал против «объективных методов» исследования, декларируя таким образом идею невозможности жесткого различения между физическими и психическими явлениями, что предполагало необходимость изучения в области психоакустики целостных психо-физических комплексов. К. Штумпф заложил основы концепции «двух компонент высоты музыкального звука», согласно которой, с изменением одного физического параметра звука - частоты его колебаний - одновременно изменяются два психологических признака звука - его тембр и высота. Карл Штумпф первым в истории психологии начал проводить эмпирические исследования в области музыкальных восприятий (Tonpsychologie, «Психология музыкальных восприятий», т. 1-2, 1883-90) Согласно Штумпфу, тематическая область психологии (впервые названная им «феноменологией») подразделяется на три основные части: - «феномены» - содержание чувств или воображения;
- «психические функции» - восприятие, воление, желание и т. п.;
- «имманентные отношения» между психическими функциями и феноменами.
В свою очередь, психические функции, по Штумпфу, подразделяются не «интеллектуальные» (восприятие, разумение и суждение) и «эмоциональные» («эмотивные» или «аффективные»), представленные биполярными отношениями: «радость - печаль», «желание - отвержение», «стремление - избегание» и т. д.) Определённый эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями». Согласно Штумпфу, психология есть пропедевтическая фундаментальная наука (Vorwissenschaft), задача которой - научное описание и эмпирическое исследование т. н. «первичных» и «вторичных» феноменов, а также «психических функций», вне зависимости от их причинных отношений. При этом, феномены не подлежат сведению к более элементарным элементам в силу присущих им структурных свойств. Окончательное построение психологии, по мысли Штумпфа, должно стать основой всех частных наук о природе и человеке. Штумпф вводит понятие «ощущение чувств» (Gefühlsempfindungen): Gefühlsempfindungen - это такое ощущение, содержанием которого является чувство. Сформулировал также «интенциональную теорию эмоций», которая не утратила своей актуальности и по сей день. Явился автором труда «О психологическом происхождении пространственных представлений» (1873). Достаточно много внимания Штумпф уделил также вопросам истории философии и этики. Своими исследованиями и разработками Штумпф предвосхитил не только феноменологию Гуссерля , но и основные идеи гештальтпсихологии : учениками Штумпфа были основатели гештальтпсихологии К. Коффка, М. Вертгеймер и В. Кёлер, который в 1921 г. сменил ушедшего в отставку Штумпфа на посту директора созданного им Института экспериментальной психологии при Университете Фридриха-Вильгельма в Берлине, а также А. П. Болтунов. Научно-общественная деятельностьШтумпф вёл активную научно-общественную деятельность. Он, кроме всего прочего, являлся сопрезидентом (совместно с Теодором Липпсом) III Международного психологического конгресса (Мюнхен, 1896). В 1904 году Штумпфом и его учеником Э. М. фон Хорнбостелем был официально открыт Берлинский фонограмархив - собрание этнографических музыкальных записей. Основой для архива послужили многочисленные фонографические записи, сделанные Штумпфом и его учениками в ходе исследований музыкального восприятия и музыки разных народов. Карл Штумпф оставил о себе доброю память также и в качестве одного из соучредителей «Общества детской психологии» («Gesellschaft für Kinderpsychologie»), целью которого являлось привлечение внимания родителей и воспитателей к особенностям и закономерностям психического развития подрастающего поколения. Организовал также общество по зоопсихологии, содействовал поездке своего ученика В. Кёлера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. На протяжении многих лет Штумпф тесно общался и плодотворно сотрудничал со многими выдающимися психологами своего времени: Э. Герингом, У. Джемсом, Г. Гельмгольцем, Г. Эббингаузом, В. Дильтеем и другими. Основные научные труды- Über den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung. Lpz., 1873.
- Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
- Leib und Seele. Lpz., 1903
- Erscheinungen und Funktionen, 1907.
- Zur Einteilung der Wissenschaften, 1907.
- Philosophische Reden und Vorträge. Lpz., 1910.
- Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
- Franz Brentano, Münch., 1919.
- Die Deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellung, vol. V. Bd 5, Lpz., 1924.
- Gefühl und Gefühlsempfindung, 1928.
- Erkenntnislehre, 1939-1940 Bd. 1-2. (в рус. пер. были изданы: «Явления и психические функции» / Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; «Душа и тело» / там же. Сб. 8, СПб.).
См. также- Психология
- Психоакустика
- Экспериментальная психология
- Функциональная психология
- Музыкальная психология
- Философия музыки
- Теория музыки
- Эстетика музыкальная
- Музыковедение
Примечания- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118933299 Проверено 9 апреля 2014.
- ↑ В 1886 году к Штумпфу в Галле на должность приват-доцента приехал Гуссерль, который посвятил свои «Логические исследования» Штумпфу.
- ↑ Э. Гуссерль был учеником Штумпф в Галле. На Гуссерля оказало большое влияние проводимое Штумпфом (не без влияния со стороны Брентано) отделение психологического явления (то есть принадлежащего к сфере феноменологии чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от психических функций (актов, состояний, переживаний). Гуссерль был согласен со Штумпфом в том, что прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Таким образом, Штумпф явились как бы посредствующим звеном между учениями Брентано и Э. Гуссерля.
- ↑ Всесторонне исследуя феномен синтеза звуков, Штумпф фактически предвосхитил введение в психологическую науку само понятия «гештальт».
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|