Гусева Наталья Романовна (Guseva Natalia Romanova).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Гусева Наталья Романовна.

 ›

Наталья Романовна Гусева
Дата рождения:

21 марта 1914

Место рождения:

с. Рубежовка, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:

21 апреля 2010 (96 лет)

Страна:

 Российская империя СССР Россия

Научная сфера:

индология, этнография, история

Место работы:

Институт этнографии АН СССР (1944-2000)

Учёная степень:

доктор исторических наук

Альма-матер:

Ленинградский университет

Известна как:

исследовательница этнографии и религии народов Индии

Награды и премии Международная премия им. Джавахарлала Неру

Ната́лья Рома́новна Гу́сева (21 марта 1914, с. Рубежовка, Киевская губерния - 21 апреля 2010) - советская и российская писательница, драматург, индолог, историк и этнограф; доктор исторических наук, известный специалист по культуре Индии и индийским религиям. Лауреат международной премии им. Джавахарлала Неру, член Союза писателей России. Автор более 160 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев.

Содержание
  • Биография
  • Критика
  • Избранные публикации
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родилась как Наталия Романовна Четыркина 21 марта 1914 года в селе Рубежовка Киевской губернии в семье служащих. В 1940 году окончила Восточный факультет Ленинградского государственного университета. В период с 1944 по 2000 год работала ведущим научным сотрудником в Институте этнологии и антропологии АН СССР. В 1949 году начала печататься в журнале «Советская этнография». Занималась исследованием «Слова о полку Игореве». Печаталась в журнале «Слово» (1991, № 1; 1992, № 7; 1992, № 10; 1998, № 3). С 1976 года - член Союза писателей СССР. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Международной премией им. Джавахарлала Неру.

Исследования, проведённые Гусевой в Индии, помогли ей глубоко ознакомиться с индуизмом, поэтому она сделала попытку выявить общие черты индуистской и славянской мифологий. Гусева создала словарь «русско-санскритских схождений» (450 слов), который был опубликован дважды в её книгах: «Русские сквозь тысячелетия» (1998), «Славяне и Арьи. Путь богов и слов» (2001). В книге «Индия в зеркале веков» (2002) словарь был размещён в качестве приложения под названием «Краткая сводка совпадающих и сходных слов русского языка и санскрита». В этой же книге в виде сводной таблицы опубликованы результаты дилетантской «расшифровки» через санскрит историком С. В. Жарниковой (г. Вологда) названий рек и водоёмов Русского Севера, по созвучию напоминающих санскритские слова (например, такие, как река Ганга, Гангозеро, Иркаручей, Лакшми и другие).

Умерла 21 апреля 2010 года в возрасте 96 лет. Гусева завещала кремировать её, отвезти прах в Индию и развеять его над священной Гангой.

Критика

Некоторые выводы Н. Р. Гусевой (прежде всего те, что выходили за рамки её компетенции - этнографии) подвергались критике со стороны других учёных. Так, С. А. Токарев в своём дневнике отмечал, что её взгляд на джайнизм, как на древнейшую (и даже доведийскую) религию Индии - сомнителен. Защиту докторской диссертации Н. Р. Гусевой он оценил как «блестяще», однако саму диссертацию назвал дилетантской.

Более всего Н. Р. Гусева подвергалась и подвергается критике за принятие и пропаганду устаревшей и отвергнутой наукой арктической гипотезы прародины индоевропейцев. Н. Р. Гусева, будучи специалистом по этнографии и религии народов Индии, не была компетентна в лингвистике, индоевропеистике и славяноведении. Её построения в духе арктической гипотезы и «славяно-арийские» параллели в языке и культуре не принимаются наукой, при этом став большим полем для псевдонаучных спекуляций у русских националистов и неоязычников.

Избранные публикации
  • «Джайнизм». М., 1968
  • «Многоликая Индия». М., 1971
  • «Махабхарата. Пересказ для детей». М., 1984
  • «Раджастханцы: народ и проблемы», М.: Наука, 1989
  • «Русские сквозь тысячелетия». М.: «Белые альвы», 1998
  • «Гуджаратцы» // «Народы и религии мира» / Глав. ред. В. А. Тишков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 207.
  • «Панджабцы» // «Народы и религии мира» / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 408-409.
  • «Индуизм и мифы древней Индии», Из-во «Вече», ISBN 5-9533-0526-5
  • «Славяне и Арьи. Путь богов и слов»., М.: «ФАИР - ПРЕСС», 336 стр., 2001 ISBN 5-8183-0395-0
  • «Русский север - прародина индо-славов: Исход предков арьев и славян», Из-во «Вече», 2003 ISBN 5-9533-0132-4
  • «Эти поразительные индийцы», Из-во: АСТ, Астрель, 480 стр., 2007 ISBN 978-5-17-046542-2
  • «Легенды и мифы Древней Индии», Из-во «Вече», 2008 ISBN 978-5-9533-2952-1
Примечания
  1. Жарникова «расшифровала через санскрит» гидронимы не только неясного происхождения, но и вполне прозрачные, прибалтийско-финская или саамская этимология которых уже давно была установлена специалистами: Шилов А. Л. К стратификации дорусской топонимии Карелии // Вопросы языкознания. 1999. № 6. Современный уровень знаний об этнической истории Русского Севера не предполагает наличия там индоариев в принципе.
  2. 1 2 ОНА ПРИШЛА ИЗ ВЕЧНОСТИ, И ОНА УШЛА В ВЕЧНОСТЬ!, «ЗАЗУБРИНА», Газета ВОО ЗУБР (21.04.2010). Проверено 15 сентября 2010.
  3. Токарев С. А. Дневники (продолжение) // Религиоведение. 2005. № 3. С. 130.
  4. Токарев С. А. Дневники (окончание) // Религиоведение. 2005. № 4. С. 142.
  5. При всём этом стоит отметить, что к самой Н. Р. Гусевой он относился очень хорошо и с большим уважением. Помимо оценки защиты диссертации, об этом, например, свидетельствует тот факт, что Токарев в своём дневнике записал «чудесно» о самодеятельной постановке под руководством Гусевой: Токарев С. А. Дневники (продолжение) // Религиоведение. 2005. № 3. С. 131.
  6. Мифы современного расизма в РФ - Аналитический Доклад Московского бюро по правам человека
  7. Шнирельман В. А. «Светлые арийцы» и «посланцы темных сил»: заметки об особенностях современной антисемитской и расистской пропаганды

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05