|
|
Петерсон Михаил Николаевич.
›
Михаил Николаевич Петерсон | | Дата рождения: | 10 (22) сентября 1885 |
---|
Место рождения: | Керенск |
---|
Дата смерти: | 22 ноября 1962 (77 лет) |
---|
Место смерти: | Москва |
---|
Страна: | Российская империя СССР |
---|
Научная сфера: | лингвистика |
---|
Место работы: | МГУ, ИРЯ АН СССР |
---|
Учёное звание: | профессор |
---|
Альма-матер: | Московский университет |
---|
Научный руководитель: | В. К. Поржезинский |
---|
Известные ученики: | П. С. Кузнецов, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, В. А. Кочергина, Б. А. Серебренников, Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, А. Я. Сыркин, Т. Я. Елизаренкова |
---|
Михаи́л Никола́евич Петерсо́н (22 сентября (4 октября) 1885(18851004), Керенск Пензенской губ. - 22 ноября 1962, Москва) - российский лингвист, профессор, один из представителей московской (фортунатовской) школы. Труды по индоевропеистике, литовскому языку, армянскому языку, французскому языку, русскому синтаксису и методике преподавания русского языка; интенсивная преподавательская деятельность. Содержание- Биография
- Вклад в науку
- Основные работы
- Примечания
- Литература о нём
- Ссылки
БиографияОтец - Николай Павлович Петерсон (1844-1919), в юности школьный учитель в Ясной Поляне, лично знавший Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, поклонник философа Н. Ф. Фёдорова и издатель его трудов; мать из семьи Огарёвых. Учился в гимназиях в Ашхабаде и в Верном, где работал судьёй его отец. В 1913 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета (где учился на одном курсе с Н. С. Трубецким), специализировался по сравнительному языкознанию и индоевропеистике под руководством В. К.Поржезинского. Был оставлен при кафедре сравнительно-исторического языкознания и санскрита. Преподавал в МГУ и других вузах Москвы сравнительную грамматику индоевропейских языков, санскрит, литовский язык, русский синтаксис и др.; доцент (с 1916), профессор (с 1925). Секретарь Московского лингвистического общества (1918-1923). Входил в различные комиссии Наркомпроса и ГУСа по преподаванию языков в школах. В преподавании языков он применял своеобразную методику: обучение начинал не с упражнений, а прямо с чтения и анализа неадаптированного текста. На первых же занятиях Петерсон проводил всесторонний анализ одного-двух слов, одной фразы. Постепенно темп ускорялся, объём языковой информации увеличивался, и вскоре студенты уже могли самостоятельно анализировать сложнейшие тексты. В 1925 и 1931 годах выезжал в загранкомандировки. С конца 1920-х годов подвергался проработкам за неприятие марризма, в печати был назван «представителем псевдонауки». После вывода филологических кафедр из МГУ в 1931 г. работал в МГПИ, в НИИ начальной школы, с 1938 в МИФЛИ. С созданием филфака МГУ в 1941 году читал там курсы введения в языкознание, греческого и литовского языков, санскрита.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
С середины 1940-х годов работал также в Институте русского языка АН СССР. В конце 1940-х годов, в связи с идеологической кампанией последователей марризма, был вынужден оставить преподавание и практически не печатался. Вернулся к преподаванию на филологическом факультете МГУ после 1950 года, сумев - несмотря на продолжавшуюся критику сторонников «официальной» науки - передать студентам наследие фортунатовской школы и высокие профессиональные и этические стандарты (среди его учеников этого времени были Т. В. Булыгина, Т. Я. Елизаренкова, В. А. Кочергина, В. Н. Топоров и др.); под его редакцией вышли также избранные работы Ф. Ф. Фортунатова (1956). В конце 1952 года тяжело заболел и оставил преподавание. Вклад в наукуПомимо многообразной преподавательской деятельности, Петерсон внёс вклад в изучение литовского языка и теории грамматики. Его наиболее значительной работой считается очерк русского синтаксиса, в которой он предпринял попытку приложения грамматической теории Фортунатова к явлениям синтаксического уровня; при изучении синтаксиса один из первых начал использовать статистические методы. Однако количественные соотношения разных явлений и единиц языка интересовали учёного не сами по себе, а как средство, с помощью которого можно отделить живые, развивающиеся элементы языка от элементов старых, мёртвых, сохраняющихся в языке как остаток прежних периодов. Он прививал своим ученикам строгое разграничение синхронии и диахронии. Петерсон известен также как методист, автор работ о преподавании французского и русского языков, о принципах русской орфографии и других проблемах. Написал орфографический словарь, в котором более 50 000 слов. Основные работы- Очерк синтаксиса русского языка. М.; Пг., 1923.
- Русский язык: Пособие для преподавателей. М.; Л., 1925.
- Лекции по современному русскому литературному языку: Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1941.
- Современный французский язык. М., 1947 (в соавторстве с К. А. Ганшиной).
- Введение в языкознание. М., 1952.
- Система русского правописания. М., 1955.
- Очерк литовского языка. М., 1955.
Примечания- ↑ Ломтев Т. П. За марксистскую лингвистику // Литература и искусство. - 1931. - № 1.
Литература о нём- Кузнецов П. С. Памяти М. Н. Петерсона // Вестник МГУ. Серия VII, филология, журналистика. 1963, № 3. - С. 91-94.
- Кочергина В. А. Профессор Михаил Николаевич Петерсон. - М., 1999.
- Кочергина В. А. Михаил Николаевич Петерсон // Научные доклады высшей школы: Филологические науки, 1970, 6.
- Кочергина В. А. Профессор Московского университета М. Н. Петерсон (1885-1962 г.) // Вопросы сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Сборник памяти профессора М. Н. Петерсона. М., 1997. - ISBN 5-89209-149-X. - С. 8-13.
- Винокур Т. Г. Взгляды М. Н. Петерсона на социальную природу языка в современном освещении // Там же. - С. 14-23.
- Нецецкая И. Г. Литуанистическое наследие М. Н. Петерсона // Там же. - С.24-35.
- Рапова Г. И. Учение М. Н. Петерсона о частях речи в его отношении к предшествующей грамматической традиции // Там же. - С.36-45.
- Боровская М. Г. М. Н. Петерсон и преподавание иностранных языков // Там же. - С.46-53.
- Алпатов В. М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. - М.: Изд-во Института иностранных языков, 2001. - 104 с. - (Природное и культурное наследие Москвы). - ISBN 5-88966-028-4.. - С. 25-29.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|