|
|
Гозенпуд Абрам Акимович.
›
Абрам Акимович Гозенпуд | Дата рождения: | 10 (23) июня 1908(1908-06-23) |
---|
Место рождения: | Киев, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 2 июня 2004(2004-06-02) (95 лет) |
---|
Место смерти: | Санкт-Петербург, Россия |
---|
Страна: | Российская империя Российская империя→СССР СССР→Россия Россия |
---|
Научная сфера: | литературоведение, музыковедение |
---|
Место работы: | Пушкинский дом |
---|
Учёная степень: | доктор искусствоведения доктор филологических наук |
---|
Альма-матер: | Киевский институт народного образования |
---|
Известен как: | литературовед, литературный критик, музыковед, переводчик |
---|
Абрам Акимович Гозенпуд (10 июня 1908, Киев - 2 июня 2004, Санкт-Петербург) - советский и российский литературовед и музыковед. Доктор искусствоведения (1963). Автор около пятисот разнообразных исследований в области музыки и литературы, в том числе - классическая семитомная история русского оперного театра. Брат композитора Матвея Акимовича Гозенпуда. Содержание- Биография
- Научная деятельность
- Интересные факты
- Примечания
- Ссылки
БиографияВ 1930 окончил литературный факультет Киевского института народного образования. С 1934 года преподавал в высших учебных заведениях Киева и занимался литературными переводами - большей частью, на украинский язык. С началом войны, в 1941 году, пешком ушёл из Киева, опасаясь прихода фашистских войск. Сразу после войны, в 1946 - преподаватель в учебных заведениях Киева и Свердловска. В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению («Шекспир и музыка»). Постоянно выступал в периодической печати как театральный критик. Вскоре перебрался в Москву. 1948-1949 гг. - заведовал литературной частью московского Малого театра и кабинетом музыкальных театров ВТО. После войны началась кампания борьбы с космополитизмом. Пришлось скрываться. А собственные труды скрывать за псевдонимом Акимов. Несколько лет ему пришлось жить фактически на полулегальном положении в Москве, где его приютили и защищали от произвола великие Москвин и Качалов, затем - после очередного доноса - вновь очутился в Киеве, откуда под угрозой скорого ареста сумел бежать в Ленинград. Там он преподавал в Театральном институте, занимался исследованиями в архивах и библиотеках, в том числе, в Пушкинском доме, где защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук.
С 1953 г. - старший научный сотрудник сектора музыки научно-исследовательского отдела в ЛГИТМиКе (с 1979 профессор-консультант). В 1963 году защитил докторскую диссертацию на тему «Музыкальный театр в России». Был знаком с А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковичем и многими другими деятелями культуры Ленинграда. Умер 2 июня 2004 года в Санкт-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Научная деятельностьАбрам Акимович Гозенпуд - автор работ по истории русского и зарубежного театра и музыки, переводов на русский и украинский языки произведений Шекспира, Шиллера, Китса, Байрона, Гауптмана, Хольберга и др., либретто комической оперы «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина. В его творческом наследии - десятки монографий, в том числе - семитомная история русского оперного театра. Его перу принадлежат огромное количество рецензий и различных публикаций в СМИ, труды о русской и зарубежной драматургии, монографические работы о воплощении музыки в произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, биографии великих певцов Ивана Ершова и Федора Шаляпина. В 1958 году в Ленинграде была издана книга Конрада Фердинанда Мейера, составленная и отредактированная Гозенпудом, - в ней отыскались и несколько его поэтических переводов (в довоенные годы Гозенпуд тоже много переводил, но, в основном, на украинский язык). Сочинения- Оперная драматургия Чайковского. Очерки (на украинском языке). Киев, 1940;
- Лермонтов и искусство (на украинском языке). Киев, 1941;
- Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. М., 1954;
- Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М., 1957;
- Поэтические переводы классической поэзии (см. Переводы на русский язык стихов Конрада Фердинанда Мейера)
- Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. - Л.: Музгиз, 1959. - 784 с. - 3000 экз.
- Русский советский оперный театр (1917-1941).Очерк истории. - Л.: Музгиз, 1963. - 440 с. - 3000 экз.
- Оперный словарь. - М. - Л.: "Музыка", 1965. - 480 с. - 40 000 экз.
- Пути и перепутья. Английская и французская драматургия XX века. Л. Искусство 1967 г.
- Русский оперный театр XIX века (1836-1856). - Л.: "Музыка" Ленингр. отд., 1969. - 464 с. - 4790 экз.
- Предисловие // С.Ю.Левик. Четверть века в опере. - М.: "Искусство", 1970. - С. 3-13. - 536 с. - 23 000 экз.
- Русский оперный театр XIX века (1857-1872). Л., 1971;
- Избранные статьи. - Л.-М.: Советский композитор, 1971. - 240 с. - 3 240 экз.
- Достоевский и музыка. Л., 1971; Избранные статьи. Л., 1971.
- Русский оперный театр XIX века (1873-1889). - Л.: "Музыка" Ленингр. отд., 1973. - 328 с. - 4 790 экз.
- Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф.И. Шаляпин (1890-1904). - Л.: "Музыка" Ленингр.отд., 1974. - 263 с. - 10 000 экз.
- Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. - Л.: "Музыка" Ленингр.отд., 1975. - 367 с. - 11 000 экз.
- Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л.: Советский композитор, 1981. - 224 с.
- Иван Ершов: Жизнь и сценическая деятельноть. Советский композитор, 1986 (второе издание, дополненное - 1999)
- Краткий Оперный словарь. Рік видання: 1989. Сторінок: 296.
- Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века.. - СПб.: Советский композитор, 1992. - 246 с. - 5000 экз. - ISBN 5-85285-223-6.
- И. С. Тургенев: исследование. СПб. Композитор, 1994.
- И. С. Тургенев и музыка
- Темы и идеи оперного творчества Н. А. Римского-Корсакова
- Леош Яначек и русская культура
- Рихард Вагнер и русская культура.
Из последнего интервью: Да, у меня есть давно написанные, но не изданные произведения. О Михаиле Чехове, о Давыдове, воспоминания о Тарханове. Лежит машинописная работа о Булгакове. Готов труд «Пушкин и Моцарт». Издадут ли?
Интересные фактыВ интервью Абрам Акимович рассказывал, что его отец обратился с вопросом к самому Л. Н. Толстому о воспитании детей: Отец обратился с письмом к Толстому в 1910 году, за три месяца до кончины Льва Николаевича. Мне было два года. Речь шла не обо мне, а о моих старших братьях. Один из них стал впоследствии инженером-химиком, а другой (он, кстати, открыл мне путь к музыке) - пианистом и композитором, профессором Киевской консерватории. Отец спрашивал о высшем образовании детей, ведь для евреев существовала процентная норма. Конечно, он мог бы отвезти нас за границу, но это казалось ему невозможным. Толстой ответил очень своеобразно: высшее образование есть не что иное, как средство эксплуатации трудящихся, рабочих. Поэтому лучше обучить детей ремеслу, а еще лучше, чтобы они стали крестьянами - это евреи-то! Письмо было напечатано через много лет после смерти Толстого.
Примечания- ↑ 1 2 3 Сайт «Век перевода»
- ↑ 1 2 Театральная энциклопедия
- ↑ Некролог
- ↑ Петербургский театральный журнал, Май 2002 г.
- ↑ Диалог с небожителем
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|