|
|
Тай-цзун (династия Тан).
›
Ли Шиминь кит. 李世民 | | 2-й Император династии Тан |
---|
Дата рождения: | 23 января 599(0599-01-23) |
---|
Дата смерти: | 10 июля 649(0649-07-10) (50 лет) |
---|
Время царствования: | 627-649 |
---|
Предшественник: | Гаоцзу |
---|
Преемник: | Гао-цзун |
---|
Варианты имени |
---|
Традиционное написание: | 太宗 |
---|
Упрощённое написание: | 太宗 |
---|
Пиньинь: | Tai zong |
---|
Второе имя: | Ли Шими́нь (李世民) |
---|
Посмертное имя: | Вэнь У-хуанди 文武皇帝 |
---|
Храмовое имя: | Тайцзун 高宗 |
---|
Девиз правления: | Чжэньгуань (кит. 貞觀) |
---|
Семья |
---|
Отец: | Гаоцзу |
---|
Мать: | императрица Доу |
---|
Жёны: | императрица Чжансунь У Цзэтянь |
---|
Дети: | Гао-цзун и др. |
---|
Тай-цзун |
Тай-цзу́н (кит. 太宗), имя, данное при рождении - Ли Шими́нь (кит. 李世民) (23 января 599 - 10 июля 649) - самый могущественный китайский император (с 627) династии Тан (кит. 唐). Посмертное имя - Вэнь У-хуанди (кит. 文武皇帝). Девиз правления - Чжэньгуань (кит. 貞觀) Содержание- Происхождение
- Переворот
- Внутренняя политика
- Экспансия
- Библиография
ПроисхождениеЛи Шиминь происходил из древней китайской служилой аристократической семьи, которая на протяжении 200 лет владела землями на севере при тобасской династии Вэй, поэтому в значительной степени смешалась с табгачским населением. Отец Ли Шиминя, Ли Юань был наместником в Тайюане и самым талантливым военачальником кавалерии императора Ян Ди из династии Суй. Абсурдная антинародная политика последнего вызвала против него ряд крестьянских восстаний, однако Ли Юань на первых порах был лоялен к Ян Ди. Тем не менее, Ли Шиминь вскоре убедил отца, который в то время отбивал натиск восточных тюркютов под руководством Шибир-хана, в необходимости примирения с Шибир-ханом и совместной с ним борьбы в ходе гражданской войны против императора-деспота. Когда в 617 Ли Юань был коронован в Чанъане под именем Гаоцзун, Ли Шиминь стал вторым лицом в государстве, а поскольку его отец, будучи умелым генералом, не отличался успехом в политике, часто сам решал политические вопросы. ПереворотПрогрессивные реформы Ли Шиминя вызвали недовольство бывших приспешников режима Ян Ди, а также части конфуцианских чиновников, занимавших руководящие должности в обществе. В результате, при дворе возобладали консерваторы, которые побудили Ли Юаня в мае 626 издать указ об ограничении буддизма и даосизма, направленный, в первую очередь, против Ли Шиминя. Братья Ли Шиминя (Ли Цзяньчэн и Ли Юаньцзи), возглавившие придворную клику, вызвали его во дворец, намереваясь расправиться с ним. Когда Ли Шиминь прибыл к отцу 2 июля 626, Ли Цзяньчэн совершил покушение на своего брата, однако оно провалилось, и Ли Шиминь поразил его ответной стрелой. Ли Юань тотчас же отменил свой указ и назначил Ли Шиминя наследником престола. 4 сентября 626 Ли Шиминь окончательно отстранил от власти своего отца и был коронован, приняв храмовое имя Тайцзун. Внутренняя политикаУсловия, в которых Тай-цзун пришел к власти, были катастрофическими: за годы правления династии Суй население Китая сократилось на 2/3. Однако Ли Шиминь был первым правителем в практике китайской истории, который помимо поддержки крупных землевладельцев (в данном случае - табгачских), выступил в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, не получивших доступ к конфуцианской правящей верхушке, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлек также значительную часть тюрков, служивших в качестве конницы в китайской армии. При Тай-цзуне завершается складывание феодального централизованного государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление (с 631) кодекса законов. Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн, Фан Сюаньлин и Ван Гуй, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени). Политика Тай-цзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных. Позже националистическая партия в правящих кругах страны будет рассматривать династию Тан времён Тай-цзуна в качестве «табгачской». ЭкспансияРасширение империи Тан при Тайцзуне (626-649): Шаньси (область, контролируемая Ли Юанем на 617) Владения династии Суй на момент свержения Ян Гуана (618). Покорение Восточно-тюркского каганата (630-682). Тибет признаёт верховенство Китая (641-670) Завоевание Средней Азии (642-665) Тай-цзун вёл завоевательные войны с Когурё, государствами к северо-западу от танских владений. При нем владения Китая расширились так далеко на запад, как никогда до него. Стабилизировав внутреннюю ситуацию в Китае, Тай-цзун инспирировал восстание уйгуров и других нетюркютских народов Великой степи против Восточно-тюркского каганата, после чего сам напал на его владения с шестью китайскими армиями в 628-630. К 635 к владениям Тай-цзуна был присоединён Тогон, а вскоре преимущественно тюркские по своему этническому составу войска, находившиеся под командованием китайских военачальников, взяли Гаочан, в результате чего Китай получил контроль над всем восточным отрезком Великого шёлкового пути. Продолжая движение на запад, войска Тай-цзуна заняли более 70 городов Средней и Центральной Азии, от Кашгара до Бухары. В результате танских завоеваний Китай получил контроль не только над Восточным Туркестаном, но и над значительную часть современных Киргизстана и Узбекистана. Мао Цзэдун, выдвигая к СССР претензии по поводу Средней Азии, ссылался на историческую традицию со времён Тай-цзуна. Неудачными оказались только военные действия императора против северокорейского государства Когурё: в 645 танские армии потеряли инициативу, остановившись у крепости Ансинсон, героические защитники которой сдерживали агрессоров на протяжении 60 дней. Затянувшаяся до зимы осада Ансинсона ослабила китайскую армию, потерявшую 80 % обозной тягловой силы при отступлении. Тем не менее, силы Когурё были подорваны, и в 668 это государство прекратило своё существование. Свидетельством радикального поворота к открытости во внешней политике Китая стали странствия буддийского монаха Сюаньцзана по Бактрии, Джунгарии и Индии (629-645). Наконец, Сюаньцзан после 16 лет странствий вернулся с 700 различными реликвиями в Чанъань на колеснице, запряженной 20 конями, и изложил свои впечатления в «Записках о странах запада» («Си ю цзи»). В начале 648 года, достигнув значительных результатов во внешней и внутренней политике, приблизившись к пятидесятилетнему рубежу император Тай-цзун счёл необходимым изложить свои взгляды на главные задачи правителя Поднебесной. Причисляя себя к государям-основателям, и мечтая о том, чтобы танская династия не шла к упадку по пути предшественниц, Тай-цзун решил подсказать будущему императору Гаоцзуну как наилучшим образом управлять страной и подданными. Для этой цели он создал политическое завещание «Ди Фань», написанное в виде правил, практического руководства для преемников на троне. Вручая «Ди Фань» наследнику, он сказал: «Здесь сказано о том, как совершенствовать себя и управлять государством». Сочинение состояло из введения, заключения и двенадцать глав (пянь), объединённых в четыре цзюаня. В первую часть входили главы - Сущность правителя, Жаловать родственников уделами, Искать мудрецов; во вторую - Быть внимательным назначая на должности, Внимать увещеваниям, Отстранять клеветников; в третью - Остерегаться излишеств, Почитать бережливость, Награждать и наказывать; в четвёртую - Поощрять земледелие, Обращать внимание на военное дело, Ценить гражданские занятия. Ли Шиминь умер 10 июля 649. Его гробница в Чанъане, украшенная высокохудожественными горельефами, считается одним из лучших образцов архитектуры эпохи Тан. Сын и наследник Тай-цзуна, Ли Чжи (тронное имя Гао-цзун), хотя и не обладал отцовскими способностями, но уверенно продолжил его успешную политику.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|