|
|
Катуар Георгий Львович.
›
Георгий Львович Катуар | Дата рождения | 27 апреля 1861 |
---|
Место рождения | Москва |
---|
Дата смерти | 21 мая 1926 (65 лет) |
---|
Страна | Россия |
---|
Профессии | композитор и музыкальный педагог |
---|
Георгий Львович Катуар (27 апреля 1861, Москва - 21 мая 1926, там же) - русский теоретик музыки и композитор французского происхождения. Содержание- Биография
- Творчество
- Избранные произведения
- Примечания
- Литература
- Ссылки
БиографияПредки Катуара в начале XIX в. переселились в Россию из Лотарингии. Родился в семье крупных предпринимателей, известными московскими коммерсантами были оба его брата, Андрей и Лев Катуары. В юности учился игре на фортепиано у жившего в Москве Карла Клиндворта, друга Вагнера; в 1879 году вступил в Вагнеровское общество. В 1884 году Г. Л. Катуар окончил физико-математический факультет Московского университета. Некоторое время он пытался участвовать в семейном бизнесе, но интерес к музыке взял верх, и Катуар уехал в Берлин для продолжения музыкального образования у переселившегося туда Клиндворта; в консерватории Клиндворта и Шарвенки занимался также у Филиппа Рюфера. В 1886 году во время одной из поездок в Москву он был представлен П. И. Чайковскому, высоко оценившему его способности. В Москве Катуар также общался с С. И. Танеевым и А. С. Аренским. По рекомендации Чайковского в 1888 году Катуар отправился в Санкт-Петербург к Н. А. Римскому-Корсакову, который затем перенаправил его к А. К. Лядову; общение с этими двумя композиторами завершило композиторское образование Катуара. В 1917-1926 годах - профессор Московской консерватории, где преподавал спецкурс гармонии, форму (совместно с Г.Э. Конюсом и Н.Я. Брюсовой) и композицию. Ценным результатом преподавательской и научной деятельности Катуара стала книга «Теоретический курс гармонии» (в двух частях, 1924-25 гг) - первый в истории русского музыкознания опыт теоретического осмысления гармонии, на основе функциональной теории Г. Римана и учения о гармонии Ф.О. Геварта. Среди новаций в гармоническом учении Катуара: развитие понятия отклонения (в его оригинальной лексике - «средитональное отклонение», ч.2, с.73 ss.), деление хроматических интервалов на интервалы «по положению» и «по существу» (ч.1, c.72), первый на русском языке систематический обзор неаккордовых звуков (ч.2, сс.14-40), обсуждение ультрахроматических интервалов и аккордов (ч.1, с. 99 ss.) Учебник Катуара «Музыкальная форма», отредактированный его учениками (ч.1 вышла посмертно, в 1934, ч.2. в 1936),- важная веха в прикладной области музыкознания, занятой изучением формы. Среди учеников Катуара Дмитрий Кабалевский, Л.А. Половинкин, Д.М. Цыганов и С.В. Евсеев, Л.А. Мазель и мн. др. Внук Г. Л. Катуара - пианист и педагог Павел Валерианович Месснер; племянник - французский композитор Жан Катуар; племянница Екатерина Андреевна - мать французского русиста и издателя Н. А. Струве. ТворчествоОсновные произведения Георгия Катуара: симфония c-moll, симфоническая поэма «Мцыри», кантата «Русалка» для соло, хора и оркестра, фортепианное трио, романсы на стихи Лермонтова, Тютчева, А. К.Толстого, Апухтина, В.Соловьева, К.Бальмонта. Избранные произведения- Op. 1 no. 4 Lied for voice and piano on Lermontov’s «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
- Op. 2 Trois Morceaux for piano: 1. Chant intime, E major 2. Loin du Foyer, E♭ major 3. Soiree d’Hiver D major
- Op. 3 Caprice for piano G♭ major
- Op. 5 «Rusalka» cantata for solo voice, women’s chorus, orchestra
- Op. 6 Six Morceaux for piano: 1. Rêverie, A major 2. Prélude, G♭ major, 3. Scherzo, B♭ major 4. Paysage, A major 5. Intermezzo, B♭ major 6. Contraste, B minor
- Op. 7 Symphony
- Op. 8 Vision (Etude) for piano
- Op. 9 no. 1 Lied for voice and piano on Apukhtin’s «Опять весна»
- Op. 9 no. 4 Lied for voice and piano on Apukhtin’s «Вечер»
- Op. 10 Cinq Morceaux for piano: 1. Prelude 2. Prelude 3. Capriccioso 4. Reverie 5. Legende
- Op. 11 no. 1 Lied for voice and piano on Lermontov’s «Песнь Русалки»
- Op. 11 no. 4 Lied for voice and piano on A. Tolstoy’s «Не ветер, вея с высоты…»
- Op. 12 Quatre Morceaux for piano: 1. Chant du soir 2. Meditation 3. Nocturne 4. Etude fantastique
- Op. 14 Piano Trio in F minor
- Op. 15 First sonata for violin and piano
- Op. 16 Quintet in c minor for two violins, viola, and two violoncellos
- Op. 17 Quatre Morceaux for piano
- Op. 19 no. 1 Lied for voice and piano on F. Tiutchev’s «Как над горячею золой…»
- Op. 19 no. 2 Lied for voice and piano on F. Tiutchev’s «Silentium! (Молчание!)»
- Op. 20 Second sonata for violin and piano «Poem»
- Op. 21 Piano Concerto
- Op. 23 String quartet
- Op. 24 Chants du Crepuscle for piano
- Op. 26 Elegie for violin and piano
- Op. 29 no. 3 Lied for voice and piano on F. Tiutchev’s «Сей день, я помню…»
- Op. 29 no. 6 Lied for voice and piano on F. Tiutchev’s «Полдень»
- Op. 30 Valse for piano
- Op. 31 Piano Quartet in A minor
- Op. 32 no. 4 Lied for voice and piano on K. Balmont’s «Слова смолкали…»
- Op. 33 Six poems by Vladimir Soloviev for voice and piano
- Op. 34 Quatre Morceaux for piano: 1. Poeme 2. Poeme 3. Prelude 4. Etude
- Op. 35 Tempete for piano
- Op. 36 Etude for piano
- Concert transcription of J.S. Bach’s Passacaglia in C minor for piano
Произведения Катуара исполняли Давид Ойстрах, Александр Гольденвейзер, Марк Андре Амлен, Анна Засимова, Лаурент Бройнингер, Леонид Коган, Мстислав Ростропович. Примечания- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #103809821 Проверено 6 мая 2014.
- ↑ Все русские учебники гармонии до Катуара имели открыто практическую направленность.
Литература- Фере В.Г. Катуар // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966.
- Масловская Т.Ю. Катуар // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866-2006. М., 2007, с.226.
- Анна Засимовa: «Георгий Катуар: его музыка, жизнь и наследие». . Verlag Ernst Kuhn, Берлин, 2011
. - Анна Засимовa: Переписка П. И. Чайковского и Г. Л. Катуара . Научные чтения Общества Чайковского, Издание 15, Тюбинген 2008
- Анна Засимовa: Фортепианные произведения Г. Л. Катуара в репертуаре современного пианиста.
Вопросы методики преподавания музыкально исполнительских дисциплин/Mежвузовский сборник научных трудов. Bыпуск 3. Москва, педагогический государственный университет, 2001 - Анна Засимовa: К вопросу об исполнительской интерпретации произведений Г Л Катуара. Соната-поэма для скрипки и фортепиано ор. 20.
Вопросы методики преподавания музыкально исполнительских дисциплин/Mежвузовский сборник научных трудов. Bыпуск 2. Москва, педагогический государственный университет, 2000
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|