Ман Рэй.
›
Ман Рэй | Man Ray | Ман Рэй в 1934 году | Имя при рождении: | Эммануэль Радницкий |
---|
Дата рождения: | 27 августа 1890(1890-08-27) |
---|
Место рождения: | Филадельфия, Пенсильвания, США |
---|
Дата смерти: | 18 ноября 1976(1976-11-18) (86 лет) |
---|
Место смерти: | Париж, Франция |
---|
Гражданство: | США США |
---|
Жанр: | живопись, фотография, коллаж, ассамбляж, кино, инсталляция, объект |
---|
Стиль: | дада, киноавангард, сюрреализм |
---|
Влияние: | Альфред Стиглиц, Марсель Дюшан, Поль Сезанн, Огюст Роден, Анри Матисс, кубизм, футуризм, дада, сюрреализм |
---|
Влияние на: | Билл Брандт, Энди Уорхол, Джозеф Кошут, Ласло Мохой-Надь, Ирвин Пенн, Ричард Аведон, поп-арт, концептуальное искусство |
---|
Премии: | Медаль прогресса (Королевское фотографическое общество) (1974) |
---|
Сайт: | manraytrust.com |
---|
Подпись: |
|
---|
Работы |
Ман Рэй (англ. Man Ray, настоящее имя - Эммануэль Радницкий; 27 августа 1890, Филадельфия - 18 ноября 1976, Париж) - французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр. Содержание- Биография
- Фильмография
- Признание
- Литература о художнике
- Образ в кино
- Примечания
- Ссылки
БиографияДада-объект. 1924 год (реплика 1963). «Подарок». Ман Рэй совместно с Эриком Сати Старший сын еврейских эмигрантов (Мейлах Рудницкий и Маня Лурия) из Ковенской губернии. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк, в 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменила фамилию на Рэй. В 1908-1912 годах Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица. Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом. Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке (1915). В 1918 начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями (фотограмма (райография), соляризация и др.). Вместе с М.Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» (1920). В 1921 переехал в Париж. Его авторству также принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками. Так в 1923 году он создал своё творение «Объект для уничтожения», который представлял собой обычный метроном, на маятник которого был прикреплён обрезок фотографии женского глаза. Вместе с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом, Массоном, Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925). Снял несколько авангардистских фильмов (Морская звезда, по стихотворению Р.Десноса, и др.), а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт». Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто, серию ню, для которой позировала молодая художница-сюрреалистка и одновременно подруга Ман Рея, Мерет Оппенгейм (1934). Вместе со своей ассистенткой Беренис Эббот открыл фотографию Эжена Атже, введя его в круг внимания сюрреалистов и более широкой публики. Могила Мана Рэя на кладбище Монпарнас В 1940-1951 годах снова жил в США, преподавал живопись и фотографию. В 1946 году он женился на Жюльет Браунер с которой жил уже шесть лет. Вместе с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг они сыграли двойную свадьбу - пары были свидетелями друг у друга. В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти. В 1963 году был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики», созданное в память Альфреда Жарри. Похоронен на Кладбище Монпарнас. Супругой Мана Рэя Жюльет организован Фонд Мана Рэя, который владеет большой коллекцией его работ и авторскими правами. Дочь Мана Рея Анна Рэй является автором серии популярных книг о своём отце и его знаменитых друзьях, в частности, богато иллюстрированной книги об Эрике Сати. Фильмография- 1923 - Возвращение к разуму / Le Retour à la raison
- 1924 - О чем мечтают юные фильмы / À quoi rêvent les jeunes films
- 1924 - Антракт / Entr’acte
- 1926 - Оставь меня в покое / Emak-Bakia
- 1928 - Морская звезда / L'Étoile de mer
- 1929 - Мистерии Замка Костей / Les Mystères du château de Dé
- 1935 - Essai de simulation de délire cinématographique
- 1947 - Сны, которые можно купить за деньги / Dreams That Money Can Buy
ПризнаниеЛотар Воллех. Ман Рэй, 1975 В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века. Литература о художнике- Penrose R. Man Ray. Boston: New York Graphic Society, 1975.
- Schwarz A. Man Ray: the rigour of imagination. New York: Rizzoli, 1977.
- Man Ray’s celebrity portraits. New York: Dover Publications, 1995
- Lottman H.R. Man Ray’s Montparnasse. New York: H.N. Abrams, 2001
- Naumann F.M. Conversion to modernism: the early work of Man Ray. New Brunswick: Rutgers University Press ; Montclair: Montclair Art Museum, 2003
- Duchamp, Man Ray: 50 years of alchemy/ Chrissie Iles, ed. New York: Sean Kelly Gallery, 2004
Образ в киноМан Рэй - один из персонажей фильма «Полночь в Париже» (2011 г.). Примечания- ↑ 1 2 Досье на Мана Рэя на сайте «The Art Story»
- ↑ Man Ray (англ.). Encyclopedia Britannica. Проверено 23 января 2009. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
- ↑ Ман Рэй - статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Man Ray (англ.). J. Paul Getty Trust. Union List of Artist Names Online. Проверено 24 января 2009. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
- ↑ Объект, который нельзя уничтожить
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|