|
|
Боярчиков Николай Николаевич.
›
Николай Боярчиков | Имя при рождении: | Николай Николаевич Боярчиков |
---|
Дата рождения: | 27 сентября 1935(1935-09-27) (79 лет) |
---|
Место рождения: | Ленинград, СССР |
---|
Профессия: | артист балета, балетмейстер, балетный педагог |
---|
Гражданство: | СССР СССР→Россия Россия |
---|
Театр: | Михайловский театр |
---|
Награды: |
|
---|
Никола́й Никола́евич Боя́рчиков (р. 1935) - артист балета, балетмейстер. Народный артист РСФСР (1985). Содержание- Биография
- Репертуар в Ленинградском Малом театре оперы и балета
- Первый исполнитель партий
- Постановки в Ленинградском Малом театре оперы и балета - Санкт-Петербургском театре оперы и балета имени М. П. Мусоргского
- Оригинальные балеты
- Редакции классических балетов
- Танцы в операх
- Постановки в Пермском театре оперы и балета
- Постановки в других театрах
- Награды и премии
- Сочинения
- Библиография
- Примечания
- Ссылки
БиографияНиколай Боярчиков родился в семье одного из первых русских лётчиков Николая Никитича Боярчикова (1893 - 1943) и педагога Ленинградского хореографического училища Марии Владимировны Боярчиковой (1903 - 1995). Отец умер в во время ленинградской блокады и семья была эвакуирована в Пермь, где мальчик начал заниматься классическим танцем. Вернувшись в Ленинград, Николай поступил в Ленинградское хореографическое училище, где его педагогами были Александр Бочаров, Игорь Бельский, Борис Брускин и Леонид Петров. Училище он окончил в 1954 году по классу Бориса Шаврова и был принят в труппу Ленинградского Малого театра оперы и балета, где исполнял преимущественно характерные и гротесковые партии. Оставил сцену в 1971 году. Балетмейстерскую деятельность начал в 1956, ставил танцы в драматических спектаклях, на эстраде и в кино. В 1967 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагоги Фёдор Лопухов и Игорь Бельский). Дебютировал в Ленинградском Малом театре оперы и балета как хореограф постановкой балета «Три мушкетёра» В. Баснера. В 1971 - 1977 году - главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С 1977 года - главный балетмейстер, а с 1990 по 2007 годы - художественный руководитель балета Ленинградского Малого театра оперы и балета - Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского. С 1976 года ведёт курс «Искусство хореографа» на кафедре "Режиссура балета" Санкт-Петербургской консерватории, (с 2001 профессор, в 2001 - 2008 - заведующий кафедрой). Среди его учеников: Георгий Ковтун, Вахапжан Салимбаев, Мария Большакова, Геннадий Судаков, Ольга Лиховская и другие. Член Комиссии Союза театральных деятелей Российской Федерации по хореографии. Репертуар в Ленинградском Малом театре оперы и балета- Камергер и Франц («Голубой Дунай»)
- Мазурка, испанский танец и Ротбарт («Лебединое озеро»)
- Инсаров («Накануне»)
- Хулиган («Барышня и Хулиган»)
- Паоло («Франческа да Римини»)
- Эрос («Эрос»)
- Мензер («Семь красавиц»)
- Комендант («Юность»)
- Конрад («Корсар»)
- Юноша («Встреча»)
- Рене («Фадетта»)
- Богатырь («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
- Кардинал и Д'Артаньян («Три мушкетёра»)
- Сильвио («Мнимый жених»)
- Иван-Царевич («Жар-птица»)
- Старейшина («Весна священная»)
- Клавдий («Размышления»)
- Канцлер («Двенадцать месяцев»)
- Доктор Айболит и Главный разбойник («Доктор Айболит»)
- Арап и Фокусник («Петрушка»)
Первый исполнитель партий- 1960 - «Накануне», балетмейстер К. Боярский - Берсенев
- 1960 - «Болеро», балетмейстер Г. Давиташвили - Белый солист
- 1960 - «Дафнис и Хлоя», балетмейстер Г. Давиташвили - Бриаксис
- 1961 - «Тема с вариациями», балетмейстер Р. Гербек - Солист
- 1961 - «Сильнее любви», балетмейстер В. Варковицкий - Вадим
- 1961 - «Цветы», балетмейстер В. Варковицкий - Жених
- 1962 - «Директивный бантик», балетмейстер К. Боярский - Швейный начальник
- 1964 - «Круг ада», балетмейстер К. Боярский - Павел
- 1967 - «История одной девушки», балетмейстер К. Боярский - Квартирант
- 1968 - «Антоний и Клеопатра», балетмейстер И. Чернышёв - Цезарь
- 1969 - «Щелкунчик», балетмейстер И. Бельский - Дроссельмейер
- 1970 - «Старик Хоттабыч», балетмейстер К. Ласкари - Хоттабыч
- 1971 - «Тщетная предосторожность», балетмейстер О. Виноградов - Марцелина
Постановки в Ленинградском Малом театре оперы и балета - Санкт-Петербургском театре оперы и балета имени М. П. МусоргскогоОригинальные балеты- 1964 - «Три мушкетёра» В. Баснера
- 1966 - «Деревянный принц» Б. Бартока
- 1978 - «Царь Борис» на музыку С. Прокофьева
- 1978 - «Слуга двух господ» М. Чулаки
- 1979 - «Орфей и Эвридика» А. Журбина
- 1981 - «Геракл» Н. Мартынова
- 1982 - «Разбойники» М. Минкова
- 1984 - «Макбет» Ш. Каллоша
- 1986 - «Женитьба» А. Журбина
- 1986 - «Фадетта» на музыку балета «Сильвия» Л. Делиба, с использованием фрагментов хореографии и режиссёрского решения спектакля Л. Лавровского 1936года
- 1987 - «Тихий Дон» Л. Клиничева
- 1988 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
- 1992 - «Петербург» С. Баневича
- 1996 - «Щелкунчик» П. Чайковского
- 1997 - «Корабль дураков» на музыку Т. Твининга и греческой народной
- 1999 - «Фауст» Ш. Каллоша
- 2002 - «Принцесса Луны, или История о старике Такэтори» Ш. Каллоша, при участии Г. Ковтуна
Редакции классических балетов- 1980 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова
- 1981 - «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография Ж. Перро, М. Петипа и А. Вагановой
- 1993 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа в редакции П. Гусева
- 1995 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ф. Лопухова, К. Сергеева и П. Гусева
- 1996 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, постановка А. Горского с использованием хореографии Н. Анисимовой, И. Бельского, Ф. Лопухова и Р. Гербека
- 1990-е - «Тщетная предосторожность» Л. Герольда
- 2001 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
Танцы в операх- 1970 - «Кола Брюньон» Д. Кабалевского
- 1980 - «Сказка о попе и о работнике его Балде» на музыку Д. Шостаковича
Постановки в Пермском театре оперы и балета- 1966 - «Три мушкетёра» В. Баснера
- 1972 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление - 2007
- 1973 - «Чудесный мандарин» Б. Бартока
- 1973 - «Три карты» на музыку С. Прокофьева
- 1975 - «Царь Борис» на музыку С. Прокофьева
- 1976 - «Слуга двух господ» М. Чулаки
- 1977 - «Орфей и Эвридика» А. Журбина
- 2009 - «Фадетта» на музыку балета «Сильвия» Л. Делиба
Постановки в других театрах- 1969 - «Пиковая дама» на музыку С. Прокофьева - Ленинградский камерный балет
- 1976 - «Слуга двух господ» М. Чулаки - Свердловский театр оперы и балета
- 1977 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Вильнюсский национальный театр оперы и балета
- 1979 - «Слуга двух господ» М. Чулаки - Вильнюсский национальный театр оперы и балета
- 1988 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Немецкая опера (Западный Берлин)
Награды и премии- 1976 - заслуженный деятель искусств РСФСР
- 1977 - Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки - за постановку балетных спектаклей «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и «Слуга двух господ» М. Чулаки на сцене Пермского АТОБ имени П. Чайковского
- 1985 - народный артист РСФСР
- 1995 - орден Дружбы
- 2000 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
- 2003 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
- 2006 - Орден Почёта - За заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную работу
Сочинения- Боярчиков Н. Огонёк одарённости // «Вечерний Ленинград». 1978. 13 мая.
- Боярчиков Н. Будущее определяем поиском // журнал «Советский балет». 1982. № 6.
- Боярчиков Н. "Хранить классику, искать новое" // газета «Советская культура». 1984. 28 августа.
- Боярчиков Н. Эпоха ставит проблемы // журнал «Советский балет». 1986. № 4.
- Боярчиков Н. "Меня тревожит положение театра..." // журнал «Балет». 1997. № 2.
- Боярчиков Н. От Малого оперного - к Михайловскому // Петербургский балет. Рубеж тысячелетий. - СПб.: Издательство Российского института истории искусств, Министерство Культуры Российской Федерации, 2004. - С. 75-94. - 232 с. - 500 экз. - ISBN 5-86845-101-5.
Библиография- Кузовлева Т. Хореографические странствия Николая Боярчикова. - СПб: Балтийские сезоны, 2005. - 240 с. - 1000 экз. - ISBN 5-902675-12-X.
- Чернова Н. Лики Арлекина // журнал «Советский балет». 1984. № 1.
- Чернова Н. Театр Николая Боярчикова // журнал «Музыкальная жизнь». 1987. № 3.
- Ильичёва M. Николай Боярчиков // Театральная жизнь : журнал. - М., 1988. - № 5.
- Тыминский В. Дневник ушедшего с площади // Сборник: "В конце восьмидесятых годов". - Л, 1989.
- Гаевский В. Судьба просвещенного балетмейстера // журнал «Балет». 1997. № 2.
- Кузовлева Т. Идеи и образы балетов Николая Боярчикова // Петербургский театральный журнал : журнал. - СПб., 2000. - № 21.
- Кузовлева Т. Николай Боярчиков // Балет : журнал. - М., 2003. - № 4/5.
- Кузовлева Т. Паломничество в страну балета // Балет : журнал. - М., 2004. - № 2.
Примечания- ↑ Боярчиков Николай Николаевич // Русский балет: Энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
- ↑ Николай Боярчиков на сайте Санкт-Петербургской консерватории
- ↑ Николай Боярчиков на сайте СТД РФ
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 845
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 104
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|