Юрий Александрович Мозжорин |
|
Дата рождения: | 28 декабря 1920 |
---|
Место рождения: | деревня Орехово, Московская область, РСФСР |
---|
Дата смерти: | 15 мая 1998 (77 лет) |
---|
Место смерти: | Москва, Россия |
---|
Страна: | СССР Россия |
---|
Научная сфера: | ракетная техника |
---|
Место работы: | НИИ-4, ЦНИИмаш, МФТИ |
---|
Учёная степень: | доктор технических наук |
---|
Учёное звание: | профессор |
---|
Альма-матер: | МАТИ, ВВИА, МВТУ |
---|
Награды и премии |
|
---|
Свидетельство о присвоении имени Мозжорина малой планете
Ю́рий Алекса́ндрович Мозжо́рин (28 декабря 1920 - 15 мая 1998) - советский учёный, один из организаторов и руководителей работ в области советской ракетно-космической науки, генерал-лейтенант-инженер.
Заместитель начальника НИИ-4, директор ЦНИИмаш, доктор технических наук (1958), профессор (1964) и заведующий кафедрой МФТИ, академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского.
Содержание- Биография
- Память
- Награды и премии
- Примечания
- Публикации
- Ссылки
Родился 28 декабря 1920 года в деревне Орехово Московской области (ныне в черте Москвы) в семье железнодорожного служащего.
С отличием окончив школу, в 1938 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), мечтая о специализации в аэродинамике. В 1940 году перешёл в Московский авиационный технологический институт, в который из МАИ и ряда других вузов были отобраны лучшие студенты.
Во время Великой Отечественной войны он добровольцем-минометчиком оказался в разгаре боёв под Вязьмой, где в августе 1941 года получил тяжёлое ранение. После него он добился возвращения в армию. Сначала Мозжорина направили в училище связи бронетанковых войск, но вскоре, убедившись в том, что он почти готовый авиационный инженер, перевели в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского в лабораторию новейшей техники. Здесь он проходил дополнительные курсы подготовки специалистов по экспериментальной аэродинамике и в 1945 году получил диплом с отличием военного инженера-механика.
Мозжорин встретил 1947 год в аппарате только что созданного ракетного управления Главного артиллерийского управления, которое в 1951 году выделилось в самостоятельное Главное управление ракетного вооружения (ГУРВО), и где закладывались основы командования будущих Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Его стремление досконально познать ракетную технику характеризует тот факт, что, будучи уже крупным начальником и известным специалистом, он нашёл для себя возможным пройти Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, на которых переучивались на инженеров-ракетчиков специалисты других профессий, и наряду с ними выполнил и успешно защитил дипломную работу - проект перспективной ракеты дальнего действия.
В 1955 году Мозжорин был переведён в головной научно-исследовательский институт ракетных войск - НИИ-4 - заместителем начальника, руководителем баллистической специальности. На институт постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) была возложена головная роль по разработке новых радиотехнических систем траекторных измерений, техническому и технологическому проектированию полигонного измерительного комплекса (ПИК).
В течение 1955-1956 годов под руководством Мозжорина был разработан эскизный проект ПИКа, затем технический проект, и в августе 1956 года начаты строительные работы на измерительных пунктах по трассе испытаний МБР. В конце этого и начале следующего года промышленностью страны была изготовлена и поставлена на строящийся космодром Байконур вся аппаратура, предусмотренная проектом. В 1-м квартале 1957 года первая очередь ПИКа, включающая в себя семь измерительных пунктов, была введена в эксплуатацию и полностью обеспечила летные испытания первой МБР.
Таким образом, в 1956-1961 годах под научным руководством Мозжорина был создан первый в мире космический командно-измерительный комплекс, представляющий собой сложную совокупность быстро совершенствующихся систем наземных средств обеспечения полётов ИСЗ, АМС и пилотируемых кораблей, включающую в себя средства навигации аппаратов и управления ими, телеметрические средства, средства связи и телевидения, системы единого времени, координационно-вычислительные центры и, наконец, средства поисково-спасательного комплекса. По существу, Мозжорин заложил в НИИ-4 основы научной школы разработки и практического применения наземных средств обеспечения космических полётов.
По рекомендации С. П. Королёва и Г. А. Тюлина 31 июля 1961 года Мозжорин оказался на посту директора - научного руководителя НИИ-88 Государственного комитета СССР по оборонной технике - головной организации ракетно-космической промышленности. Под руководством Мозжорина НИИ-88 вырос в получивший всемирную известность Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, который выполняет в России основные научно-организаторские и научно-исследовательские функции в области создания и применения ракетно-космической техники.
В 1962-1991 годах Мозжорин заведовал базовой кафедрой «Аэромеханика» факультета аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института.
Возраст и здоровье заставили Мозжорина в 1990 году уйти с руководящей должности. В последние годы он уделял всё большее внимание исследованию истории ЦНИИмаша и всей отрасли. Он активно сотрудничал в комиссии РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства, руководил секцией истории РКТ Королёвских научных чтений.
Скончался 15 мая 1998 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.