|
|
Бродов Василий Васильевич.
›
Василий Васильевич Бродов | | Дата рождения: | 28 февраля 1912(1912-02-28) |
---|
Место рождения: | Москва, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 4 марта 1996(1996-03-04) (84 года) |
---|
Место смерти: | Москва, Российская Федерация |
---|
Страна: | СССР, Россия |
---|
Научная сфера: | индийская философия |
---|
Место работы: | Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт МГУ имени М. В. Ломонсова |
---|
Учёная степень: | доктор философских наук |
---|
Учёное звание: | профессор |
---|
Альма-матер: | МИФЛИ |
---|
Известен как: | учёный-индолог, йогин, учитель и пропагандист йоги |
---|
Василий Васильевич Бродов (28 февраля 1912, Москва - 4 марта 1996, Москва) - советский и российский учёный-индолог, профессор философии МГУ, участник ВОВ, с 1960-х годов также йогин, учитель, популяризатор и пропагандист йоги в России и СССР, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Один из авторов «Атеистического словаря». Содержание- Биография
- Любопытные факты
- Сочинения
- Ссылки
- Примечания
БиографияВасилий Васильевич Бродов - уроженец Москвы, в 1938 году закончил МИФЛИ. Свободомыслие молодого преподавателя философии быстро привело его сначала к участию в неформальных посиделках с другими несогласными, а вскоре - и к заключению в ГУЛАГе, где он и встретил начало ВОВ. В заключении неоднократно подавал лагерному начальству прошения о направлении его на фронт, но получал отказы. Однако после известного предложения К. К. Рокоссовского (которому и самому пришлось ранее оказаться в заключении и получившего представление о составе заключённых тех лет) о целесообразности привлечения заключённых для обороны страны, был направлен на фронт, первоначально в штрафной батальон. Прошёл от Украины до Берлина, был ранен. После войны закончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Инструментализм Д. Дьюи на службе американской реакции». После был направлен (на деле сослан) в педагогический институт города Саранск старшим преподавателем кафедры философии. И после этого одарённого, но бывшего «неблагонадёжного» сотрудника неоднократно переводили из одного вуза в другой, пока в 1962 г. ему не удалось стать доцентом кафедры диалектического и исторического материализма естественных факультетов МГУ, на которой он трудился до 1966 года. Тему его докторской диссертации - «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850-1917)» (1964) в своё время подсказал В. Бродову директор Института философии АН СССР академик Георгий Александров. Диссертация была высоко оценена не только в СССР, но и за рубежом. Так, немецкий индолог Вальтер Рубин назвал её первым систематическим исследованием по истории индийской философии конца XIX - начала XX вв. Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимает участие в подготовке к изданию «Истории философии» в шести томах, где им написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению. В 1966 году проф. Бродов становится зав. кафедрой философии Всесоюзного заочного инженерно-строительного института, продолжает труды по индийскому направлению. В те же годы (начало 1960-х) в СССР был приглашён для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов видный индийский йог Дхирендра Брахмачари, который читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе, куда удалось попасть и Василию Бродову. Ощутив на себе благотворное влияние йоги (здоровье получившего во время ВОВ ранения В. В. Бродова уже давало о себе знать), Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Издаёт целый ряд статей и книг по этому вопросу. Первым обнародованным трудом В. В. Бродова о йоге была статья «Учение индийских йогов о здоровье человека в свете современной науки», вошедшая в сборник «Философские вопросы медицины» (1962 г.) Назначением данного сборника было скорее критика подобных занятий, но Бродов рассматривал участие в нём как хоть какую-то возможность рассказать читателям о йоге (до этого в послевоенное время о йоге в СССР не было официально издано ни одной статьи). После этого Бродову удалось напечатать ещё целый ряд статей об индийских йогах в различных изданиях, в том числе в журнале «Наука и религия» (1962, № 4) и в авторитетном в то время «Научно-атеистическом словаре» (М., 1969). Одно из самых известных начинаний проф. Бродова - его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги - кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего прилив интереса и к йоге, и к самой Индии. Сам проф. Бродов писал по поводу замысла этого фильма так: Годы культа личности и застоя в нашей стране были временем резко негативного отношения к йоге. Официально объявлялось, что йога с философской точки зрения - это идеализм, религия, мистика, а на практике - это знахарство, шаманство, акробатика. У нас, создателей фильма, был замысел: во-первых, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у наших учёных, в первую очередь, представителей медико-биологических наук, размышления на тему «твои возможности, человек»; в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям дополнительным резервом здоровья.
Однако и в этих вопросах идеология оказалась для чиновников-большевиков более важной, чем все доводы создателей фильма, который был воспринят в Минздраве и Госкомспорте как «пропаганда идеализма и религии», сам фильм был изъят из проката и «положен на полку», а вскоре (с 1974 г.) в стране был объявлен запрет и на йогу в целом. В эти же годы В. Бродов в составе группы учёных и общественных деятелей готовит и подписывает открытое письмо на имя генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и председателя СовМина СССР А. Н. Косыгина с просьбой снять запреты на йогу и, более того, создать научно-исследовательский институт йога-терапии. Видимого отклика данное обращение не возымело. Однако В. В. Бродов остаётся верным йоге, продолжает в меру сил и возможностей деятельность в этом направлении. Уже после Перестройки, 19 октября 1989 года, он один из участников первой Всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», прошедшей в одном из конференц-залов высотки МГУ, на которой В. В. Бродов был избран первым председателем Ассоциации йоги СССР. В. В. Бродов также был избран Президентом Ассоциации философских и медицинских проблем йоги Российского философского общества. Любопытные фактыЗа всю свою жизнь В. В. Бродов так и не побывал в Индии. Сначала его не выпускали по поступавшим приглашениям, как «неблагонадёжного», затем, после 1991 г. - уже не позволило здоровье. Сочинения- Рабиндранат Тагор // Вопросы философии. 1961. № 5;
- Интегральная веданта Ауробиндо Гхоша // Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962;
- Древнеиндийская философия. М., 1963 (2-е изд. - 1972);
- К вопросу о толковании ведийского гимна «Насабия» // Краткие сообщения Института народов Азии. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Востока. М., 1964;
- Ведантизм Вивекананды // Идеологические течения современной Индии. М., 1965;
- Индийская философия Нового времени. М., 1967 (на англ. яз. - М., 1984, 2-е изд. - 1988);
- Истоки философской мысли Индии. М., 1990.
Ссылки- Бродов, Василий Васильевич (о нём) в Большой биографической энциклопедии.
- Евгения Ленц. Василий Бродов - русский философ и йог.
- Йоги в СССР. Часть 4. Бродов В. В.
- Бойко В. С. Йога: искусство коммуникации. Гл. 3. Почему йога? Москва, 2007.
- Ветераны великой отечественной войны и труда Института философии (в том числе сведения о В. В. Бродове)
- Нравственность - это разум сердца. Мудрость тысячелетий. (pdf) - (небольшая философская работа со ссылками на книги с участием В. В. Бродова на сетевой странице Института Философии РАН).
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|