Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты;
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
Архангельск, Российская империя Российская империя
Дата смерти:
30 октября 1973(80 лет)
Место смерти:
Москва, СССР
Род деятельности:
прозаик, фольклорист, публицист, художник
Годы творчества:
1922-1973
boris-shergin.ru
Бори́с Ви́кторович Ше́ргин (16 (28) июля 1893, Архангельск - 30 октября 1973, Москва) - русский писатель, фольклорист, публицист и художник.
Содержание
Биография
Творчество
Основные издания
Экранизации произведений
Театральные постановки
Ссылки
Произведения Шергина
О Шергине
Спектакли по произведениям Шергина
См. также
Примечания
Биография
Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, (по анкете самого Шергина отец - крестьянин, выходец с р. Вычегда, но с детства попал в моряки и дослужился до «государя-кормщика») передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать - коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее слово катилося из уст
С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912); учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1913-1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники). Печатался с 1912 г.
В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. - на профессиональной литературной работе, тогда же вступил в Союз писателей СССР.
Первая публикация - очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже - литературные произведения.
Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве. Похоронен на Кузьминском кладбище,
Творчество
Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).
Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) - «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.
В третьей книге - «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска, Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Шергина (оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике - «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.
Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.
Примерно к этому же времени относится скандальная история с книгой «Хожение Иванново Олельковича сына Ноугородца», которая якобы была написана в XV веке и обнаружена Шергиным в хранилище Соловецкого монастыря в начале XX века. В дальнейшем данная книга была использована писателем Бадигиным сначала в своих литературных произведениях, а потом и при написании им кандидатской диссертации.
Разрушению стены молчания вокруг Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан - море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).
Своеобразие фольклоризма Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах писателя - обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.
В 1934 г. с иллюстрациями Б. Шергина вышла поэма Василия Каменского «Иван Болотников».
Основные издания
У Архангельского города, у корабельного пристанища. М.-П., ГИЗ, 1924.
Шиш московский. М.-Л., ГИЗ, 1930.
Архангельские новеллы. М.: Советский писатель, 1936.
У песенных рек. М., Гослитиздат, 1939.
Поморщина-корабельщина. М.: Советский писатель, 1947.
Поморские были и сказания. / Гравюры В. А. Фаворского. М.: Детгиз, 1957.
Океан-море русское: Поморские рассказы. М.: Молодая гвардия, 1957. 2-е изд. 1959. 350 с.
Запечатленная слава: Поморские были и сказания. М.: Советский писатель, 1967. 440 с.
Гандвик - студеное море. / Художник А. Т. Наговицын. Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1971. 208 с.
Экранизации произведений
Золочёные лбы. Сценарий А.Хмелика. Режиссёр Н. Серебряков. Композитор Э. Артемьев. СССР, 1971. Текст читает О.Табаков.
Ваня Датский. Режиссёр Н. Серебряков. Композитор В.Мартынов. СССР, 1974.
Чудо-мороз. По мотивам северных сказов Б. Шергина. Режиссёр Ц. Оршанский. СССР, 1976.
Дождь. Сценарий Ю. Коваля и Л. Носырева. Режиссёр Л. Носырев. Художник В. Кудрявцева-Енгалычева. СССР, 1978.
Пойга и лиса. Режиссёр Н. Голованова. Композитор Н. Сидельников. СССР, 1978. Текст читает И. Рыжов.
Волшебное кольцо. Сценарий Юрия Коваля. Режиссёр Л.Носырев. СССР, 1979.
Смех и горе у Бела моря. По произведениям С. Писахова и Б. Шергина. Реж. Л.Носырев. СССР, 1979-1987.
Про Ерша Ершовича. Режиссёр С. Соколов. СССР, 1979. Роли озвучивают: Ф. Иванов, Л. Дуров.
Матвеева радость. Режиссёр Ирина Поплавская. СССР, 1985.
Мартынко. Реж. Э.Назаров. СССР, 1987. Роли озвучивают: Л. Куравлёв, Н. Русланова, Н. Корниенко.
Поморская быль. По старине Б. Шергина «Для увеселения». Режиссёр Л. Носырев. СССР, 1987.
Данило и Ненила: Режиссёр Ю. Трофимов. Композитор В. Дашкевич. СССР, 1989-1990.
Mister Пронька. По сказке Б. Шергина «Пронька Грезной». Сценарий Ю. Коваля и Л. Носырева. Режиссёр Л. Носырев. Худож. В. Кудрявцева-Енгалычева. СССР, 1991.
Пинежский Пушкин. Сценарий и постановка Л. Носырева. Художник В.Кудрявцева-Енгалычева. Россия, 2000.
Театральные постановки
Московским государственным историко-этнографическим театром поставлен спектакль по сказкам «Шиш Московский»
Ярославский "Театр на Набережной" в 1995 году поставил спектакль "Мимолетное виденье" по рассказам Бориса Шергина "Мимолетное виденье", "Пинежский Пушкин", "Митькина любовь".
Ссылки
Борис Шергин. Сайт, посвященный творчеству (в разделе «Сказы и сказки» на этом сайте по ошибке размещено множество сказок Степана Писахова)
boris_shergin - произведения Бориса Шергина (в том числе в его исполнении), иллюстрации, биографические материалы
Произведения Шергина
Шергин, Борис Викторович в библиотеке Максима Мошкова
Борис Шергин в библиотеке Bookz.ru
Борис Шергин в библиотеке FictionBook.lib
Борис Шергин. Куроптев (рассказ и комментарии)
Борис Шергин. Великий русский православный писатель: рассказы Для увеселенья, Евграф, По уставу, Двинская земля, Новая Земля, а также обсуждение на форуме
Борис Шергин. Старина о Варлааме Керетском
Борис Шергин. Рассказы: Рождение корабля. Ингвар. Феодорит Кольский
Дневник Бориса Шергина (отрывки)
Борис Шергин. Из дневников. 1942
Аудиозаписи с голосом Бориса Шергина
О Шергине
Борис Викторович Шергин на сайте Bibliogid
Борис Викторович Шергин на сайте library.ru (биография и собрание ссылок на интернет-ресурсы)
Шульман Ю. М. Борис Шергин: Запечатленная душа. М.: Фонд Бориса Шергина, 2003. - 288 с. ISBN 5-88149-148-3 (Послесловие из книги)
Александр Люсый. Художник веры (О книге: Юрий Шульман. Борис Шергин. Запечатленная душа. М., 2004) // «Новый Мир». 2005. № 6.
Галимова Е. Ш. Шергин Борис Викторович (1893-1973)
Коваль Ю. И. Веселье сердечное (воспоминания о Борисе Шергине) // Коваль Ю. И. Опасайтесь лысых и усатых. М.: Книжная палата, 1993. - С. 268-309. (Отрывки, с иллюстрациями), (Полный текст)
Дмитрий Шеваров. «Дорогой мне человек, перекинемся душевным словом…»: О знаменитом мастере устного рассказа, который был богат видом из окна и утренними часами (также приводятся отрывки из дневников)
Лидия Мельницкая. Построй мне дом, меня любя… (часть 1), (часть 2) - статья из архангельской газеты «Правда Севера»
Биобиблиографический указатель
Спектакли по произведениям Шергина
Архангельский государственный театр кукол спектакль «Волшебное кольцо» по одноимённой пьесе Бориса Шергина.«Шиш Московский» Московский Государственный Историко-Этнографический Театр (МГИЭТ)
См. также
Поморы
Поморский говор
Писахов, Степан Григорьевич
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/