Смоктуновский Иннокентий Михайлович (I Obliged).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Смоктуновский Иннокентий Михайлович.

 ›

Иннокентий Смоктуновский
Имя при рождении:

Иннокентий Михайлович Смоктунович

Дата рождения:

28 марта 1925 или 18 марта 1925

Место рождения:

село Татьяновка, Томский уезд,
Томская губерния,
(ныне Шегарский район, Томская область),
РСФСР, СССР

Дата смерти:

3 августа 1994 (69 лет)

Место смерти:

Москва, Россия

Профессия:

актёр

Гражданство:

 СССР Россия

Годы активности:

1946-1994

Театр:

Большой драматический театр, Малый театр, МХАТ,
МХТ им. Чехова

Награды:



IMDb:

ID 0810550


Иннокентий Михайлович Смоктуно́вский (при рождении - Смоктуно́вич; 28 марта 1925, деревня Татьяновка, Томская губерния - 3 августа 1994, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1965). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Образы, созданные Смоктуновским на сцене - князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе - вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.

Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной» и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Содержание
  • Биография
    • Детство
    • Война
    • Театр. До Мышкина
      • В Москве
    • После Мышкина
      • Уход из БДТ
    • Малый театр и МХАТ
      • Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»
      • С Ефремовым во МХАТе
    • В кино и на телевидении
  • Семья
  • Творчество
    • Оценки критиков и режиссёров
    • Роли в театре
    • Работы на телевидении
    • Работы на радио
    • Роли в кино
  • Награды и звания
  • Примечания
  • Библиография
    • Книги Смоктуновского
    • Литература о Смоктуновском
  • Фильмография о Смоктуновском
  • Ссылки
Биография

Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка Томской губернии (ныне Шегарский район Томской области); был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899-1942) и Анны Акимовны Махневой (1902-1985).

Существует версия, что Смоктуновичи (польск. Smoktunowicz) происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года; однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь - вместе со всей семьёй».

Детство
Кеша Смоктунович (слева) с братом Володей и тётей Надеждой Петровной Чернышенко.

В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, - в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира. Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести, как выяснилось позже, погиб.

В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр - Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой». Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного представления «Предложения» А. П. Чехова, в котором Смоктуновский играл Ломова, он был из кружка изгнан.

Война

Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог.

Гвардии сержант Иннокентий Смоктунович

В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, - напишет позже Раиса Беньяш, - где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности». Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.

В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы; как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.

Театр. До Мышкина

Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск; не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в Лесотехнический институт, но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь». Через тридцать лет, в зените славы, Смоктуновский скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет - лёгкости и беззаботности».

Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» - запрет на проживание в 39 крупнейших городах. После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945-1946), «не глотнув даже азбучных истин актёрской профессии», он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали: в 1946-1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов; именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию, - в 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

В 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953-1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды - в Махачкале и в Сталинграде. Римма Маркова, видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно».

В Москве

Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал. «Он был не нужен, - писал А. Смелянский, - и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар».

В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра. Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли - в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу»; наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом». Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра В. Я. Ланге для постановки «Идиота» в Большом драматическом театре; на роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный; не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен; другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм»; увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля.

После Мышкина
В роли князя Мышкина (БДТ, 1957)

Работа над ролью шла крайне тяжело: «Такого мучения в работе, такой трудности, - говорил актёр, - я и предположить не мог». Но после премьеры «Идиота», состоявшейся 31 декабря 1957 года, Иннокентий Смоктуновский «проснулся знаменитым»; смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза. Как отмечала А. Варламова, после знаменитых статей В. Г. Белинского о П. Мочалове в роли Гамлета трудно было вспомнить другой случай, когда бы критика зафиксировала и проанализировала едва ли не каждый момент существования актёра на сцене. И. Соловьёва и В. Шитова описали простой проход Мышкина-Смоктуновского из одной кулисы в другую перед закрытым занавесом, ставший одной из вершин роли: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души».

По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене - в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, - убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского - «такой и другим быть не может». Впоследствии многие - и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры - называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни. «Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», - писал об «Идиоте» десятилетия спустя А. Смелянский. Сам же Смоктуновский об этом спектакле говорил: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком». Теперь актёра наперебой приглашали в кино - лучшие режиссёры Советского Союза; именно его хотел видеть в роли Андрея Болконского Сергей Бондарчук.

После премьеры «Идиота» Смоктуновский проснулся не просто знаменитым, но «гением», между тем на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских «Кремлёвских курантах» и Сергея Серёгина в «Иркутской истории» А. Арбузова, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота». Серёгина, по мнению критика, Смоктуновский сыграл «бледно и неинтересно», и причиной неудачи стало интуитивное неприятие среднего уровня, выше которого ни его герой, ни сама пьеса не поднимались. «Он стал бояться следующей роли, - писала завлит БДТ Дина Шварц, - У него появились собственные проблемы, не знакомые никому в театре… Никто не хотел задумываться - а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина».

Уход из БДТ

Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне - в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра; так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций «Горя от ума», где должен был играть Чацкого. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ.

Впоследствии его попытки вернуться в театр, - а он очень хотел сыграть Чацкого, - не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен. Евгений Лебедев, на протяжении десятилетий связанный с Товстоноговым и дружбой, и родством, свидетельствовал: «Георгий Александрович очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип - кто уходил из театра, тот уже не возвращался». Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ - как гастролёр. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, - хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог, - и вплоть до 1973 года на сцену не выходил.

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом; в их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского); роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР; Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA - за лучшую мужскую роль.

Как отмечала Е. Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: кроме Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «Беге» А. Алова и В. Наумова, и Борис Годунов, и Гойя у К. Вольфа, и Сирано де Бержерак… А для каких-то ролей уже было безнадёжно упущено время: Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог». Играть человека, чья самобытность в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и Смоктуновский в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова - там бы я знал, что делать».

Малый театр и МХАТВозвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»

В 1972 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А. К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову; в конце 60-х Владлен Давыдов пытался под Смоктуновского возобновить трагедию Толстого во МХАТе, но произошедшая в 1970 году смена художественного руководства заставила отложить вопрос на неопределённое время. Борис Равенских, художественный руководитель Малого театра, за постановку «Царя Фёдора» взялся по просьбе своего любимого актёра - Виталия Доронина, но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновский.

Великий актёр - это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства... Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении - не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского.
- А. Шапиро

В его Фёдоре, отмечал критик, не было того «жалкого скудоумия», о котором писал Толстой, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом. Трагедия Фёдора-Смоктуновского, по словам Б. Тулинцева, была трагедией «чистого разума», который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью - и терпел поражение. «Смоктуновский, - писала М. Рахманова, - играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского».

Этот единственный спектакль Смоктуновский играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького.

С Ефремовым во МХАТе

На новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове». Своими впечатлениями от этого дебюта Анатолий Эфрос поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание - золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов». При этом Смоктуновский «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее.

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, - в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова… Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова. После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова. Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов - Мольер, Смоктуновский - Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский - Бах, Ефремов - Гендель).

О том, чем был Смоктуновский лично для Олега Ефремова и для его театра, рассказывал Анатолий Смелянский: «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла».

В кино и на телевидении

Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он дублировал Чаплина в фильмах «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке»; много работал на радио и на телевидении - как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях - «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

Могила И. Смоктуновского на Новодевичьем кладбище

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает - театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии». В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х - театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной - криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра. Последняя кинороль Смоктуновского - полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить.

Он умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее - овацией. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, - написала Н. Барабаш, - у Иннокентия Михайловича всё было как всегда».

Иннокентий Смоктуновский похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Иннокентия Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир (урожд. Хацкелевич; род. 1925, Иерусалим), дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман; отчимом её с 1930 года был художник Мендл Горшман (1902-1972). «Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, - говорил о Суламифи Михайловне актёр Ленкома Всеволод Ларионов, - она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью». В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла.

Родившийся в 1957 году сын Филипп в настоящее время - переводчик научно-фантастической литературы.

Дочь Мария (родилась в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа.

Творчество
Оценки критиков и режиссёров

На театральной сцене и в кинематографе Иннокентию Смоктуновскому довелось играть роли самые разные, объединяла их - князя Мышкина и Иудушку Головлёва, Гамлета и Юрия Деточкина - прежде всего ярко выраженная интровертность. По поводу фильма «Солдаты», в котором Смоктуновский впервые обратил на себя внимание, И. Соловьёва и В. Шитова писали в 1966 году:

В обстоятельствах войны, где отдельность вроде бы и невозможна и странна, герой Смоктуновского... обладал какой-то органической особностью, отдельностью своего существования. Это и стало определительным для всех без исключения ролей, сыгранных актёром: не поддающаяся простым объяснениям, но удивительно видная отдельность его героев.

Герои Смоктуновского всегда общительны, всегда очень контактны, самая их интонация всегда... ищет отзыва. И при всём том люди, которых он сыграл, притягивают и тревожат нас сокровенной цельностью своего внутреннего ядра... И если зритель на вопрос, чем ему нравится Смоктуновский, отвечает, как правило: «своим обаянием», - ответ этот и верен и неверен. Обаяние Смоктуновского не в актёрском шарме, которого у него почти нет, а вот в этом, таком редкостном даже для современного экрана обаянии сложного, обаянии отдельного, которое оказывается всякий раз сложным и неисчерпаемым... В этом разгадка того удивительного на первый взгляд обстоятельства, что вершинами его ролей становятся подчас молчаливые проходы или минуты кажущегося бездействия


Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса - его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить...
- Г. Козинцев

Такой молчаливый проход запомнился критикам, в частности, в фильме «Девять дней одного года» - когда Илья Куликов один появлялся в опустевшем туннеле, и зрители не видели его лица, не слышали голоса, но в его походке было всё.

Гамлет, сыгранный Смоктуновским в фильме Григория Козинцева, - меланхоличный, рефлексирующий, утончённый и вместе с тем для самого актёра он был прежде всего борцом - «за человеческое в человеке». Критики упрекали Смоктуновского в том, что для его Гамлета не существует «быть или не быть?», и сам актёр говорил, что не считает знаменитый монолог (в фильме он сокращён) кульминацией роли, как не считает и самого Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся; герой Шекспира виделся ему и сильным, и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией», его трагедия была трагедией знания, а не сомнения, и путеводными для него стали слова В. Белинского: Гамлет - это ты, это мы, это я, это все. Гамлету Смоктуновского, отмечал критик, хватило бы и воли, и решимости сразу отомстить за отца, и медлит он потому, что мысль его - не только о Клавдии. «Если можно максимально приблизить к нам шекспировского героя, - писала М. Туровская, - Смоктуновский делает это».

Роль, бывшая до него «коронной» у многих прославленных актёров, включая Лоуренса Оливье и Михаила Чехова, принесла Смоктуновскому широкое международное признание, была высоко оценена и зрителями, и критиками, и даже коллегами-актёрами, однако сам Смоктуновский остался не удовлетворён как своей работой, так и режиссёрской трактовкой трагедии. Он вообще редко бывал доволен собой; по свидетельству Б. Езерской, в конце жизни из двухсот ролей, сыгранных в театре и кино, Смоктуновский только десять считал совершенно удавшимися: «Даже „Царя Фёдора Иоанновича“, которого критика отнесла к числу его шедевров, он не считает удачей».

В 1960-х годах актёра нередко упрекали в том, что во всех своих ролях он так или иначе повторяет князя Мышкина, - Раиса Беньяш уже тогда считала это величайшим заблуждением: «Лирическую взволнованность, органическую интеллигентность, интеллектуальную тонкость, обострённость нравственных задач, повышенную чуткость в восприятии окружающего - всё, что составляет неотъемлемую принадлежность творческой личности Смоктуновского, многие принимают за личное достояние князя Мышкина». В действительности Смоктуновский, будучи актёром характерным, как никто другой, умел оставаться самим собой в самых разных ролях; в 58 лет впервые получив предложение сыграть персонаж «ярко негативной сущности» - Иудушку Головлёва, «выродка», который душит всё живое вокруг себя, убивает пустословием, Смоктуновский поначалу воспринял это предложение как оскорбление; но, предположив, что в каждом есть хоть капля такого Иудушки, он нашёл эту каплю и в себе, - и Порфирий Головлёв стал одной из лучших его ролей; по свидетельству А. Смелянского, «оторопь брала от того, в какие тайники заглянул артист».

С Олегом Ефремовым
в фильме «Берегись автомобиля» (1966)
Смоктуновский, - писала Р. Беньяш ещё задолго до чеховского Иванова и Головлёва, - актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная... Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях

Судя по тому, какие роли нередко предлагали Смоктуновскому в кино, режиссёрам казалось, что этот актёр может всё, в том числе и вытянуть на себе откровенно слабый фильм; на самом деле, и это не раз отмечали критики, он намного сильнее, чем заурядные актёры, нуждался в качественной драматургии; его высшие достижения связаны преимущественно с классическим репертуаром, в современном ему порою остро недоставало объёмности характера; особенно в кино, где неповторимость личности, по словам актёра, часто пытаются подменить «внешней эффектностью, неожиданными ракурсами».

Фильм «Ночной гость» представлен И. Соловьёвой и В. Шитовой как «Идиот», написанный не Достоевским, а Ганей Иволгиным - в полном соответствии с тем, как он в романе толкует цели и мотивы Мышкина: и бессребреничество, и чуткость к ближнему у героя Смоктуновского - Пал Палыча - превращались в изощрённые способы вымогательства. Отмеченный критиками «дар отдельности» в топорно-поучительном фильме В. Шределя, словно в насмешку над Смоктуновским, был использован для доказательства того, что сложных людей на самом деле не бывает и любую сложность можно разложить на несколько простых и подленьких составляющих. И хотя актёр, как отмечал Б. Тулинцев, укрупнил персонаж, придав ему едва ли не мистический смысл, преодолеть ущербность сценария ему не удалось.

Памятник Юрию Деточкину
в Самаре

Вместе с тем в кино «визитной карточкой» Смоктуновского, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, ещё раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. После его отказа - из-за занятости и усталости - Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актёров, но кому-то, как Леониду Куравлёву, при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого лёгкого сдвига мозгов», кто-то, как Олег Ефремов, мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре». Всё сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришёл на экран сам, как личность, - писал Рязанов. - Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками».

И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России», - Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один.

Роли в театре

Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии

  • 1946 - «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина - Костя
  • 1946 - «Машенька» А. Н. Афиногенова - Виктор Туманский
  • 1947 - «Старые друзья» Л. А. Малюгина - Семён Горин
  • 1947 - «Последние» М. Горького - Пётр
  • 1947 - «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова - Алексей
  • 1948 - «Разлом» Б. А. Лавренёва - Полевой
  • 1948 - «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева - Гришко
  • 1949 - «Доходное место» А. Н. Островского - Мыкин
  • 1949 - «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина - Моцарт
  • 1950 - «Поздняя любовь» А. Н. Островского - Дормидонт
  • 1951 - «Шутники» А. Н. Островского - Недоносков

Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького

  • 1952 - «Семья» И. Попова - Александр Ульянов
  • 1952 - «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова - Муравьёв
  • 1952 - «Её друзья» В. С. Розова - Виктор
  • 1952 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Хлестаков

Сталинградский областной театр им. М. Горького

  • 1953 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Хлестаков
  • 1953 - «Великий государь» В. Соловьёва - Магнус
  • 1953 - «Укрощение строптивой» У. Шекспира - Бионделло
  • 1954 - «Снежная королева» Е. Л. Шварца - Сказочник
  • 1954 - «Доходное место» А. Н. Островского - Белогубов

Театр-студия киноактёра

  • 1955 - «У опасной черты» В. Любимова - Неуспевающий
  • 1955 - «Анджело» В. Гюго - Апафесто
  • 1955 - «Как он лгал её мужу» Б. Шоу - Генри
  • 1955 - «Машенька» А. Н. Афиногенова - Виктор Туманский
  • 1955 - «Последние» М. Горького - Пётр

Большой драматический театр им. Горького

  • 1957 - «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр Г. А. Товстоногов - князь Мышкин
  • 1957 - «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. Режиссёры В. Я. Софронов и И. П. Владимиров - Дзержинский (ввод)
  • 1960 - «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Режиссёр Г. А. Товстоногов - Сергей Серёгин

Малый театр

  • 1973 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр Б. И. Равенских - царь Фёдор

МХАТ и МХТ им. Чехова

  • 1976 - «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов - Иванов
  • 1977 - «Обратная связь» А. И. Гельмана - Сакулин
  • 1979 - «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина - Часовщик
  • 1980 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов - Дорн
  • 1983 - «Так победим!» М. Шатрова. Режиссёр О. Н. Ефремов - Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года)
  • 1984 - «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину. Режиссёр Л. Додин - Порфирий Головлёв
  • 1985 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов - Серебряков и Войницкий (с 1988 года)
  • 1986 - «Тамада» А. М. Галина. Режиссёр К. М. Гинкас - Реваз
  • 1988 - «Кабала святош» М. А. Булгакова. Режиссёр А. Я. Шапиро - король Людовик XIV
  • 1990 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр О. Н. Ефремов - Гаев / Фирс
  • 1990 - «Эквус» П. Шеффера - Мартин Дайзер
  • 1992 - «Возможная встреча» П. Барца. Режиссёр В. Долгачёв - И. С. Бах

Антреприза Н. Шлезингера (США)

  • 1992 - «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста. Постановка И. Смоктуновского и В. Ланского - Андерсен
Работы на телевидении
  • 1957 - «Дорогой бессмертия» В. Брагина (телеспектакль) - Юлиус Фучик
  • 1963 - «Зима тревоги нашей» по Д. Стейнбеку. Режиссёр Р. Сирота (телеспектакль) - Итен Аллен Хоули
  • 1971 - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Режиссёры Л. Вивьен, А. Даусон, Л. Пчёлкин - Моцарт
  • 1976 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр Л. Хейфец (телеспектакль) - Гаев
  • 1979 - «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу. Режиссёр А. Белинский (телеспектакль) - Цезарь
  • 1989 - «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр Л. Цуцульковский (телеспектакль) - закадровый текст
  • 1995 - «Мечтательница» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр М. Дубровина (телеспектакль) - Карл Фёдорович Мейер
Работы на радио
Герои фильма «Гамлет» - Анастасия Вертинская (Офелия) и Иннокентий Смоктуновский на почтовой марке СССР 1966 года

На радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романа И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; полностью записал сказки А. С. Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть А. П. Чехова «Чёрный монах», сказки Г. Х. Андерсена, рассказы И. С. Тургенева, Г. Мопассана, К. Паустовского, Акутагавы и Г. Бёлля, а также стихотворения Ф. Шиллера, Р. Рильке, Б. Пастернака, А. Т. Твардовского. Как актёр сыграл в радиоспектаклях:

  • 1981 - «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда - лорд Генри
  • 1982 - «Старая любовь» А. Мишарина - Цаплин
  • 1989 - «Мусоргский» - Ведущий
  • 1990 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира - Натаниель
  • 1991 - «Эскориал» М. де Гельдерода - Король
  • 1994 - «Первая любовь Ходжи Насреддина» Т. Зульфикарова - Толгат-Бек
Роли в кино
ГодНазваниеРоль
1956фУбийство на улице Дантеэпизод, житель деревни
1956корКак он лгал её мужуГенри
1956фСолдатыФарбер
1957фРядом с намиАндрей Королёв
1957фШтормМуромцев
1958фДень первыйВ. А. Антонов-Овсеенко
1958тфНочной гостьПал Палыч
1959фНеотправленное письмоСабинин
1960фДо будущей весныАлексей Ручьёв
1961фВисокосный годГеннадий Куприянов
1961фДевять дней одного годаИлья Куликов
1962тфМоцарт и СальериМоцарт
1964фГамлетГамлет
1965фНа одной планетеВ. И. Ленин
1966фБерегись автомобиляЮрий Деточкин
1966фПервый посетительВ. И. Ленин
1966фМаленький принцтекст от автора
1968тфПервая любовьПётр Васильевич
1968фСтепень рискаАлександр Кириллов
1968фЖивой труп«Гений»
1969фПреступление и наказаниеПорфирий Петрович
1969фЧайковскийПётр Ильич Чайковский
1970фДядя ВаняИван Петрович Войницкий
1971тфЕхали в трамвае Ильф и Петровпассажир
1972фУкрощение огняК. Э. Циолковский
1973фМосква - КассиопеяИ. О. О. (исполняющий особые обязанности)
1974фИсполнение желанийДмитрий Бауэр
1974фДочки-материВадим Антонович
1974фРоманс о влюблённыхТрубач
1974фОтроки во ВселеннойИ. О. О. (исполняющий особые обязанности)
1974фЗеркалотекст от автора
1974мфЦапля и журавльтекст от автора
1975фЗвезда пленительного счастьяЦейдлер
1975фОни сражались за Родинухирург
1975фДовериегубернатор Финляндии Бобриков
1975докРусский народный театрзакадровый текст
1976фВыбор целиФранклин Делано Рузвельт
1976фАнна и КомандорДраматург
1976тфФантазияДмитрий Санин
1976корКогда уходят снегатекст от автора
1976тфДни хирурга МишкинаПахом Григорьевич
1977тфЛегенда о ТилеКарл V
1977фПринцесса на горошинеКороль-отец
1977фСтепьМоисей Моисеевич
1977фВ четверг и больше никогдаИван Модестович, отчим Сергея
1977фВрагиЗахар Бардин
1977мфСтарый домИмя персонажа не указано
1977мфЯ к вам лечу воспоминаньемИмя персонажа не указано
1978фБархатный сезонКомиссар
1978фОсенние колоколачитает сказку А. С. Пушкина
1979фБарьерАнтоний Манев
1979фМосква слезам не веритСмоктуновский (камео)
1979мфПро щенкаЩенок (озвучивание)
1979тфМаленькие трагедииСальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»)
1980мфИ с вами снова яИмя персонажа не указано
1981мфГоворящие руки Траванкоразакадровый текст

ГодНазваниеРоль
1981фРождённые бурейстарый граф
1981корШутка?Гросс
1981фКрепышголос Крепыша
1981мфХалиф-аистхалиф
1982тфВновь я посетил...читает стихи А. С. Пушкина
1982тфКражаСтаркуэтер
1982тфПиковая дамаЧекалинский
1983фДвое под одним зонтомТиль
1983фПоздняя любовьГерасим Порфирьевич Маргаритов
1983мфПуть в вечностьИмя персонажа не указано
1983фУникумСан Саныч
1983тфЭтот фантастический мир. Выпуск 7капитан
1983тфБолдинская бессонницаавторский текст и стихи А. С. Пушкина
1984докСедой Уралзакадровый текст
1984тфМёртвые душиПлюшкин
1985тфДети солнцаПротасов
1985фСтранная история доктора Джекила и мистера Хайдадоктор Джекил
1985фРусь изначальнаяимператор Юстиниан
1985фСестра моя Люсятекст от автора
1986мфГеракл у АдметаСтарик
1986фПоследняя дорогабарон Геккерн
1986тфПриключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинаетсялорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии
1987фБез солнцаБарон
1987тфГардемарины, вперёд!кардинал Флёри
1987фЗагадочный наследникВасилий Григорьевич Ерихонов
1987фНа исходе ночиЗайферт
1987фОчи чёрныеМодест Петрович, городской голова
1987фПервая встреча, последняя встречаполковник контрразведки
1988фЧёрный коридорНиколай Иванович Ечевин, учитель истории
1989тфСердце не каменьПотап Потапыч Каркунов
1989фВозвращение Ходжи Насреддиназакадровый текст
1990докГрибная охотазакадровый текст
1990фЛовушка для одинокого мужчиныпапаша Мерлуш
1990фДамский портнойИсаак, дамский портной
1990фМатьгубернатор
1991фДинаБардов
1991фГенийкриминальный авторитет «Принц»
1991тфДело Сухово-КобылинаПётр Константинович Муромский
1991фЛиния смертиУби
1991фОсада Венецииинквизитор
1991тфОткровение Иоанна Первопечатникацарь Иван Грозный
1991докНа Илыче осеннемзакадровый текст
1992тфДелоМуромцев
1992фЗолотоДон Диего
1993фУбийцаследователь
1993фХочу в Америкуписатель
1993фВремя Мерабазакадровый текст
1993корИстокизакадровый текст
1993фМечтательницаКарл Фёдорович
1994тфПосвящение в любовьтекст от автора
1994фБелый праздникпрофессор Грэг
1994фЗаколдованныедегустатор
1995фВино из одуванчиковполковник Фрилей (роль озвучил Сергей Безруков)


Награды и звания
  • Заслуженный артист РСФСР (1964)
  • Народный артист РСФСР (1969)
  • Народный артист СССР (1974)
  • Заслуженный деятель искусств Словакии (1970)
  • Герой Социалистического Труда (1990) - «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства»
  • Три ордена Ленина
  • Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985)
  • Орден Дружбы народов
  • Две медали «За отвагу»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и последующие связанные с ней юбилейные медали к 20-й, 30-й и 40-й годовщине.
  • Медаль «За освобождение Варшавы» и другие медали
  • Ленинская премия (1965) - за исполнение главной роли в фильме «Гамлет»
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) - за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание»
  • Диплом СК СССР ВКФ (1964) - за главную роль в фильме «Гамлет»
  • Приз МКФ в Венеции «Золотая доска» журнала «Синема Нуво» (1964) - за лучшую мужскую роль («Гамлет»)
  • Приз «Серебряное блюдо» МКФ в Панаме (1965) - за лучшее исполнение мужской роли («Гамлет»)
  • Приз МКФ в Картахене (1969) - за лучшее исполнение мужской роли («Берегись автомобиля»)
  • Приз лучшему актёру МКФ в Сан-Себастьяне (1970) - за главную роль в фильме «Чайковский»
  • Премия «Ника» (1990) в номинации «Лучшая мужская роль» - за фильм «Дамский портной»
  • Премия «Ника» (1993) - в номинации «Приз за вклад в киноискусство»
  • Приз МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (1991) - за лучшую мужскую роль («Дамский портной»)
  • Приз КФ «Созвездие» (1993) - «За выдающийся вклад в профессию»
Примечания
  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #119033739 Проверено 28 апреля 2014.
  2. 1 2 Горфункель Е. И. Смоктуновский. - М.: Искусство, 1990. - 238 с. - ISBN 5-210-00180-6.
  3. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  4. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. - Москва: АСТ-пресс книга, 2002. - С. 356-357. - ISBN 5-7805-1017-2.
  5. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 222-237
  6. Гереб А. Иннокентий Смоктуновский: Воспоминания в саду, или Фотографии из актёрского альбома. Октябрь 1993 г. . «Киноведческие записки» (2000, № 47). Проверено 8 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина. - М.: Искусство, 1979. - С. 6. - 240 с.
  8. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 7
  9. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 8-9
  10. Список военнослужащих, пропавших без вести по Шегарскому району. ОБД «Мемориал». Проверено 19 августа 2012. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.
  11. 1 2 3 4 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 14-15
  12. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 11-12
  13. 1 2 3 4 Чернявский А. Служили в роте два бойца: Александр и Иннокентий. «Тихоокеанская звезда» (19 июля 2005). Проверено 20 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  14. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 16
  15. Смоктунович Иннокентий Михайлович 1925 г.р.. Люди и награждения. «Подвиг народа». Проверено 11 мая 2015.
  16. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 318
  17. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 17
  18. 1 2 3 Беньяш, 1965, с. 76
  19. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 19-20
  20. Справка из Центрального архива Министерства обороны РФ. ОБД «Мемориал». Проверено 19 августа 2012. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.
  21. Смоктунович Иннокентий Михайлович 1925 г.р.. Люди и награждения. «Подвиг народа». Проверено 11 мая 2015.
  22. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 24
  23. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 26
  24. 1 2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - С. 26. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  25. 1 2 3 Как Смоктунович стал Смоктуновским // Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского] / Егошина О. В.. - М.: ОГИ (Объединённое Гуманитарное Издательство), 2004. - 192 с. - ISBN 5-94282-127-5.
  26. Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина. Социальная история отечественной науки: XX век // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (официальный сайт). Проверено 16 августа 2012. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012.
  27. 1 2 3 4 Беньяш, 1965, с. 77
  28. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 384
  29. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 35
  30. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 44
  31. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 42
  32. 1 2 Старосельская Н. Д. Товстоногов. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 154-1955. - 410 с. - ISBN 5-235-02680-2.
  33. Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…». - М.: Киноцентр, 1989. - С. 10.
  34. Старосельская Н. Товстоногов. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 160-161. - ISBN 5-235-02680-2.
  35. Варламова А. Актёры БДТ // Русское актёрское искусство XX века. Вып. II и III. - СПб, 2002. - С. 67.
  36. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 228
  37. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 77-98
  38. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - С. 53. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  39. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 98
  40. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 330
  41. Старосельская Н. Товстоногов. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 167-168. - ISBN 5-235-02680-2.
  42. 1 2 3 Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. - М., 1975. - № 3. - С. 57.
  43. Старосельская Н. Товстоногов. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 188-189. - ISBN 5-235-02680-2.
  44. Цит. по: Старосельская Н. Товстоногов. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 191-192. - ISBN 5-235-02680-2.
  45. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 101
  46. 1 2 Старосельская Н. Товстоногов. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 190-191. - ISBN 5-235-02680-2.
  47. Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ. - Москва: Вагриус, 2005. - С. 253. - ISBN 5-475-00096-4.
  48. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 100
  49. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 101-103
  50. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 189
  51. Смоктуновский Иннокентий: Одухотворённость образа. Телеканал «Культура» (23 марта 2005). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  52. Шигарева Ю. Иннокентий Смоктуновский. Князь из Татьяновки. «АиФ» (24 марта, 2010). Проверено 19 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  53. Горфункель Е. И. Смоктуновский. - М.: Искусство, 1990. - С. 208. - 238 с. - ISBN 5-210-00180-6.
  54. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 176
  55. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 181-182
  56. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 182-183
  57. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 196-199
  58. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 315
  59. 1 2 3 Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. - М., 1975. - № 3. - С. 63-65.
  60. Рахманова М. Высокое художественное обобщение // Музыкальная жизнь : журнал. - 1974. - № 23.
  61. 1 2 Эфрос А. В. . - М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. - Т. 2. Профессия: режиссёр. - С. 260-261. - 367 с.
  62. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - С. 202-203. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  63. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - С. 203-204. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  64. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 386
  65. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 356-357
  66. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 388-391
  67. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 284-286
  68. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 348
  69. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 289-290
  70. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 349-350
  71. Школьник Л. «Шаровая молния» по имени Шира Горшман. «Еврейский журнал» (10 апреля 2007). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  72. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 49
  73. Могила Наденьки Смоктуновской на Останкинском кладбище . «Где дремлют мёртвые...»: авторский сайт. Проверено 18 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  74. Иванцова С., Широков В. Интервью с Филиппом Смоктуновским. «Экспресс газета» (13 февраля 2009). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  75. Корнеева И. Он держит паузу: Мария Смоктуновская - о своём отце. «Российская газета» (28.03.2005, Столичный выпуск № 3730). Проверено 18 апреля 2011.
  76. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 225-226, 228
  77. Свободин А. П. Невский проспект, 1963 г // Театр : журнал. - М., 1964. - № 1. - С. 86.
  78. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 229
  79. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 131
  80. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 143
  81. Караганов А. В. Григорий Козинцев: От «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». - М.: Материк, 2003. - ISBN 5-85646-102-9.
  82. 1 2 Никитина А. Русский «Гамлет»: Человек, который давал слишком много воли своему уму. «Литература», № 8 (695), 2010 (16-30 апреля 2010). Проверено 19 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  83. Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. - М.: АПН, 1965. - С. 208.
  84. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 135-152
  85. Луков В. А. Гамлет: тезаурус героя трагедии. «Русский Шекспир» (2005). Проверено 19 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  86. Езерская Б. С. Когда опускается занавес // Театральная жизнь : журнал. - М., 1992. - № 8. - С. 13.
  87. 1 2 Беньяш, 1965, с. 74
  88. Беньяш, 1965, с. 71-72
  89. Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. - М.: АПН, 1965. - С. 204.
  90. Свободин А. П. Фантомы села Головлёво // Театр : журнал. - М., 1985. - № 1. - С. 64.
  91. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 277
  92. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - С. 257. - 351 с. - ISBN 5-87334-038-2.
  93. 1 2 3 Соловьёва, Шитова, 2002, с. 230-232
  94. Смелянский А. М. В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. - Москва: АСТ-пресс книга, 2002. - С. 286-287. - ISBN 5-7805-1017-2.
  95. В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. - Москва: АСТ-пресс книга, 2002. - С. 105. - ISBN 5-7805-1017-2.
  96. Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. - М., 1975. - № 3. - С. 58.
  97. Рязанов Э. А. Мои друзья - артисты // Нева : журнал. - Л., 1982. - № 7. - С. 169.
  98. Рязанов Э. А. Мои друзья - артисты // Нева : журнал. - Л., 1982. - № 7. - С. 170.
  99. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 5, 354-364
  100. 1 2 3 4 5 6 7 8 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 382-385
  101. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 388-390
  102. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 390-391
  103. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 385-388
  104. Смоктуновский, Иннокентий Михайлович // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). - М.: Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 4.
  105. 1 2 Рудницкий К. Л. Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Большая советская энциклопедия. - М: Советская энциклопедия, 1969-1978.
  106. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Энциклопедия отечественного кино. Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  107. Указ Президента Союза ССР от 8 июня 1990 года № 256. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Проверено 6 октября 2012. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  108. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 321
  109. Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Герои страны. Проверено 6 октября 2012. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  110. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Проверено 6 октября 2012. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  111. 1 2 Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Энциклопедия кино. Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
Библиография
Книги Смоктуновского
  • Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина. - М.: Искусство, 1979. - 240 с.
  • Смоктуновский И. М. Быть! / Предисловие А. Кима. - М.: Алгоритм, 1998. - 336 с. - ISBN 5-88878-021-9.
Литература о Смоктуновском
  • Беньяш Р. М. Иннокентий Смоктуновский // Без грима и в гриме: Театральные портреты. - Л.: Искусство, 1966. - С. 71-112.; 2-е издание: 1971
  • Соловьёва И., Шитова В. Иннокентий Смоктуновский // Актёры советского кино: Вып. 2. - М.: Искусство, 1966. - С. 222-237.
  • Свободин А. Иннокентий Смоктуновский. - М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. - 24 с.
  • Мишарин А. Тайна явного // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино / Сост. Л. И. Касьянова. - М.: Искусство, 1988. - С. 23-38.
  • Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…»: Разговор с Иннокентием Смоктуновским. - М.: Киноцентр, 1989.
  • Горфункель Е. И. Смоктуновский. - М.: Искусство, 1990. - 238 с. - ISBN 5-210-00180-6.
  • Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель Дубровский В. Я. / Под ред. Б. М. Поюровского. - М.: Искусство, 2002. - 383 с. - ISBN 5-210-01434-7.
  • Егошина О. Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского. - М.: ОГИ (Объединённое гуманитарное издательство), 2004. - 192 с. - ISBN 5-94282-127-5.
Фильмография о Смоктуновском
  • 1993 - «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду»
  • 2001 - «Чтобы помнили. Иннокентий Смоктуновский». Глава 79 (автор и ведущий Леонид Филатов)
  • 2008 - «Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский» (автор и ведущий Виталий Вульф)
  • 2008 - «Исторические хроники» 65-я серия. 1963 год - Иннокентий Смоктуновский (ведущий Николай Сванидзе)
  • 2010 - «Таланты и поклонники. Иннокентий Смоктуновский»
  • 2010 - «Иннокентий Смоктуновский „Моя фамилия вам ничего не скажет...“» (телеканал «ТВ Центр». Автор сценария - Анатолий Ярошевский, режиссёр - Алексей Аленин)
  • 2015 - «Иннокентий Смоктуновский. За гранью разума» (ЗАО «Телекомпания "Останкино"». Автор и ведущая - Валентина Пиманова)

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05