Голицын Эммануил Владимирович.
›
Внешние изображения |
---|
Голицын, Эммануил Владимирович |
Князь Эммануил Владимирович Голицын (англ. Emmanuel Galitzine), (28 мая 1918(19180528), Кисловодск - 23 декабря 2002, Лондон) - пилот британских королевских ВВС российского происхождения, прославившийся тем, что во время Битвы за Англию во Второй мировой войне провел самый высотный воздушный бой. Содержание- Происхождение и ранние годы
- Вторая мировая война
- Служба в RAF
- Бой на высоте
- Дальнейшее участие в боевых действиях
- После войны
- Возвращение в Россию
- Семья
- Примечания
Происхождение и ранние годыКнязь Эммануил Голицын родился 28 мая 1918 года в семье штаб-ротмистра Кавалергардского полка князя Владимира Эммануиловича Голицына, адъютанта Великого князя Николая Николаевича, и графини Екатерины фон Карлов, дочери принца Георга Александра Мекленбург-Стрелицкого (члена Российского Императорского Дома) и графини Натальи Фёдоровны Карловой, то есть является потомком императора Павла I. Во время Гражданской войны семья на британском военном корабле эвакуировалась из Крыма, откуда через Константинополь и Париж добралась до Лондона, где и обосновалась. Эммануил и два его брата получили самое лучшее образование, а после окончания школы Эммануил короткое время работал в «Пруденшл» - крупной английской страховой компании. Вторая мировая войнаПосле начала Второй мировой войны молодой князь Голицын решил поступить на службу в Королевские военно-воздушные силы. Однако после начала советско-финской войны добровольцем пошел служить в финскую военную авиацию, но к моменту его прибытия война уже закончилась. Будучи в Финляндии, он узнал, что его мать погибла во время одной из немецких бомбежек Лондона. Голицын выбрался из Финляндии с большим трудом, с финским паспортом на фамилию «Грэхем» (с этим помог маршал Маннергейм, хорошо знавший его отца). Последовало долгое путешествие пароходом в США, оттуда в Канаду. Чтобы попасть в Англию, князю пришлось наниматься на уходящий корабль простым матросом. Пароход добрался до Шотландии, где Голицына арестовали по подозрению в шпионаже. Однако к тому времени Голицын-старший служил в английской разведке, так что за решеткой Эммануил был недолго. Служба в RAFЭммануил Голицын вступил в добровольческий резерв Королевских военно-воздушных сил. После завершения летной подготовки его в ноябре 1941 года направили в 504 эскадрилью, оснащенную истребителями «Spitfire», которая базировалась неподалеку от Белфаста. В 1942 году Голицына включили в специальное высотное звено, целью которого было пресечь полеты немецких самолетов-разведчиков JU-86 над Англией. Бой на высоте12 сентября 1942 года истребитель «Spitfire» HF IX BF273, за штурвалом которого сидел Голицын, вступил в самый высотный бой Битвы за Англию - князь атаковал высотный бомбардировщик JU-86 над Саутгемптоном. Перехват прошел на высоте от 41 000 до 43 000 футов (около 11 000 метров). Пушки Спитфайра заклинило после первых выстрелов, но один 20-мм снаряд попал в цель. Тем не менее, пилот Юнкерса, умело маневрируя, смог уйти от повторных атак и дотянул до Франции. Хотя Голицыну так и не удалось сбить противника, он внес свой вклад в противовоздушную оборону Англии. Когда тридцать лет спустя Голицын встретился с пилотом атакованного им бомбардировщика, тот подтвердил, что его успешный перехват стал существенным сдерживающим фактором для прекращения высотных налетов на Британию. Дальнейшее участие в боевых действияхДалее Голицын служил в 124 эскадрилье, которая также была специально предназначена для высотных перехватов. Потом летал в 308 эскадрилье, носившей наименование «Краковской» и соответственно укомплектованной польскими летчиками. В ходе боевых вылетов над Ла-Маншем и французским побережьем Голицын говорил по радио на русском языке, чтобы создать у немцев впечатление, что на Западе действует русская эскадрилья. В ходе этих вылетов он смог сбить один FW-190. После двух лет службы в боевых эскадрильях Голицын был назначен личным помощником эйр-вице-маршала Уильяма Диксона, который тогда командовал 83-й авиагруппой, готовившейся в высадке в Нормандии и с которым Голицын отправился в Италию. Там он позднее был назначен в 72 эскадрилью. Как командир звена и исполняющий обязанности командира эскадрильи Голицын участвовал в боях при Монте-Кассино и в освобождении Рима. Затем его эскадрилья была переброшена на Корсику и вела бои уже над Францией. После войныПосле окончания Второй мировой войны Голицын отправился в Индию, где был пилотом «Индийских воздушных линий», вернулся в Англию в 1950 году, а потом отправился в Южную Америку. Снова вернувшись в Лондон, работал в авиакомпании «British European Airways», а позднее - в фирме «Авро», где много летал по миру, продавая самолеты «Авро-748». Продажи были настолько успешны, что Голицын решил основать собственный бизнес по продаже самолетов. Он особенно преуспел в Перу, где представлял интересы фирм «Wight Aircraft Builder», «Britten Norman» и «Aero Macchi», а также занимал пост директора компании «Aero Condos of Peru». Возвращение в РоссиюB 1991 году Голицын окончательно вернулся в Лондон. В 1994 году подал прошение о восстановлении российского гражданства, которое было удовлетворено. Теперь предметом его деловых интересов стала Россия, и впоследствии он присутствовал на церемонии перезахоронения останков царской семьи в Санкт-Петербурге. Князь Эммануил Голицын скончался 23 декабря 2002 года в Лондоне в возрасте 84 лет. СемьяЖена с 23 февраля 1943 года - Гвендолин Родс (англ. Gwendoline Rhodes, 1920-2011) . Дети: - Nicholas (19 октября 1944)
- Michael (род. 25 января 1949)
- Emanuel (род. 11 марта 1951, Монтевидео) - 6.09.1981 года в Лондоне женился на Пенелопе Джудис Аллен (род. 1953), внучке князя Дмитрия Александровича Романова. Имеют двоих детей: Викторию (род. 1985) и Михаила Георгия (род. 1993).
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|