Чиркина Галина Васильевна (Galina Chirkina).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Чиркина Галина Васильевна.

 ›

Галина Васильевна Чиркина
Род деятельности:

Ученый, логопед

Дата рождения:

29 апреля 1935(1935-04-29)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

31 августа 2013(2013-08-31) (78 лет)

Место смерти:

Москва


Чиркина Галина Васильевна (29 апреля 1935 - 31 августа 2013), известный советский и российский специалист в области логопедии, доктор педагогических наук (1987), профессор, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи в Институте коррекционной педагогики РАО (ранее - НИИ дефектологии АПН), преподавала в вузах (МПГУ, МГГУ им. М.А. Шолохова)

Содержание
  • Биография
  • Избранные труды
  • Ссылки
Биография
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права.
Её содержимое, вероятно, скопировано с http://mggu-sh.ru/def/news/03-09-13/pamyati-chirkinoy-galiny практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста.
Дата обнаружения нарушения: 3 июня 2015. Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение
{{subst:nothanks cv|pg=Чиркина, Галина Васильевна|url=http://mggu-sh.ru/def/news/03-09-13/pamyati-chirkinoy-galiny-vasilevny}} – ~~~~
на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

Вся жизнь Г.В. Чиркиной связана с Москвой, где она родилась, жила и работала.

В 1958 году окончила отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. После окончания вуза работала педагогом-воспитателем сурдологического отделения Детской клинической больницы им. Ф.Э. Дзержинского, потом логопедом в экспериментальной школе памяти Ленина.

В дальнейшем вся жизнь Г.В. Чиркиной была связана с наукой. В 1962 году она стала сотрудницей НИИ дефектологии. Ее научным руководителем в НИИ дефектологии стала профессор Р. Е. Левина - одна из основателей советской школы логопедии.

Все научное мировоззрение Чиркиной сформировалось под влиянием Р.Е. Левиной, идеи которой были позже положены в основу научной школы, которую создала Г.В. Чиркина. Она значительно обогатила идеи Р.Е. Левиной, открыв новые перспективы развития отечественной логопедической науки, ее комплексный интегративный и междисциплинарный характер.

С приходом на работу в НИИ дефектологии Г. Чиркина проводит изучение недостатков письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, разрабатывает пути их преодоления и предупреждения.

В 1967 году Г.В. Чиркина защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата, в которой установила, что при аномалиях артикуляционного аппарат нарушения письма являются следствием фонематического недоразвития, обусловленного несформированностью кинестатического анализа.

В 1969 году вышла монография Г.В. Чиркиной "Дети с нарушениями артикуляционного аппарата", которая и по сей день является фундаментальным исследованием.

В 70-80-е годы Галина Васильевна занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ею написаны разделы программ для специальной (коррекционной) школы и дошкольных образовательных учреждений.

В 1987 году на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Г.В. Чиркина защитила докторскую диссертацию, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Это исследование стало одной из первых фундаментальных работ, позволивших на модельном примере ринолалии показать, насколько широк может быть спектр психолого-педагогических характеристик, отражающих особенности и проблемы речевого и - шире - психического развития детей, страдающих данной формой речевой патологии. Г.В. Чиркина показала, что данное речевое нарушение, определяемое по клинико-педагогической классификации как дефект произношения и тембра голоса, на самом деле может включать множество разнообразных проявлений - от отдельных дефектов произношения, до грубых случаев недоразвития речи, которые, в свою очередь, отражаются на формировании письменной речи ребенка. В соответствии с учением Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной удалось реализовать системный подход к анализу речевой деятельности и раскрыть специфические взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом, характеризующие особый тип речевого дизонтогенеза. Эта научная работа не утратила своей актуальности и сегодня. Для специалистов-практиков она может служить руководством для понимания многоаспектности коррекционной помощи ребенку не только с ринолалией, но и с любой другой формой нарушения речевого развития. Для исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии она представляет собой эталон построения и реализации фундаментального научного исследования, целью и смыслом которого является не формальное соблюдение требований к докторским диссертациям, а ответственный поиск оптимальных путей профессиональной помощи ребенку с нарушением развития. Проведенное Г. Чиркиной изучение речевой деятельности детей с ринолалией в условиях специального обучения позволило раскрыть специфические связи между ведущим дефектом и вторичными отклонениями, а также охарактеризовать особую структуру речевого недоразвития.

Результаты исследования обобщены и изложены в учебнике "Логопедия" под редакцией Л.С. Волковой, который выдержал пять переизданий и в пособии "Основы логопедии", написанной Г.В. Чиркиной совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой, разделы программ для специальной (коррекционной) школы и ряда учебников.

Область научных интересов Г.В. Чиркиной была значительно, чем только логопедия и дефектология. Ее научные исследования также касались психолингвистики и психологии речи. Г. Чиркиной была создана научная школа в отечественной логопедии, которая функционирует в ВУЗах во многих регионах России - Курска, Белгорода, Челябинска, Уфы, Ставрополя, Омска. Она подготовила несколько десятков кандидатов и докторов наук.

С 2000 года по март 2010 года Г.В. Чиркина возглавляла лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушениями речи, являлась главным научным сотрудником ИКП РАО и председателем диссертационного совета, Председателем Российской Ассоциации дислексии.

Погибла 31 августа 2013 года в автомобильной катастрофе.

Избранные труды
  • Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969.
  • Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. Дис. … д-ра пед. наук. Акад. пед. наук СССР, Науч.- исслед. ин-т дефектологии. М., 1987.
  • Основы логопедии. Учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.(в соавторстве).
  • Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Уч. пособие для студентов дефектологических факультетов. М.,1991. (в соавторстве).
  • Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).
  • Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).
  • Нарушение речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 1993.
  • Русский язык. Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М. : Просвещение, 2000.(в соавторстве).
  • Произношение. Мир звуков. Учеб. для спец. (коррекцион.) школ. М., 2003. (в соавторстве).
  • Произношение. Мир звуков. Пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. М., 2003. (в соавторстве).
  • Основы логопедической работы с детьми  : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ (разные изд).
  • Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практ. пособие. М., 2008. (в соавторстве).
  • Развитие речи. 1 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М., 2009.
  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (разные издания)
  • Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практич. пособие. М., 2007.
  • Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие. М., 2009.
  • Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция. Колл. монография. Архангельск, 2009 (редактор, автор разделов).
  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (редактор, автор разделов) М., 2010.
  • Логопедический аспект проблемы дислексии. М., 2011 (в соавторстве)

Избранные статьи:

  • Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей // Дефектология. 2004. № 8.
  • Проблемы логопедии в аспекте современных функциональных и когнитивных теорий языка // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. 2006. № 4(13). C. 13-15.
  • Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы // Дефектология. 2007. № 1. C. 57-58.
  • Актуальные проблемы развития логопедической науки// Дефектология. 2012. № 1.
  • Проблема обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Известия Вузов. Логопедия. №1. 2008. С. 37-47.
  • Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 4. C. 22-28.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05