Происхождение
| | | | Хо-урлюк (? - 1645) |
|
| | | | | | |
|
| | | | Шукур-Дайчин (? - 1672) |
|
| | | | | | |
|
| | | | Пунцук |
|
| | | | | | |
|
| | | | Аюка (1640/46-1724) |
|
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Чакдор-Джаб (? - до 1724) | | Агунджабо-тайши (? - до 1722) | | Дондук-Церен (? - 1737) |
|
| | | | | | | |
|
Дондук-Даши (? - 1758) | | Дондук-Омбо (? - 1741) | | Джан (княгиня Вера Дондукова) (? - 1777) |
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Убаши | | Рандула (кн. Пётр Фёдорович Дондуков) (ок. 1731- 1752/62) | | Додьби (кн. Алексей Дондукович Дондуков) (ок. 1734 - 1781) | | Ассарай (кн. Иона Фёдорович Дондуков) (ок. 1734 - 1781) | | Джю-Бакар (кн. Филипп Фёдорович Дондуков) (? - 1762?) |
|
| | | | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | Никита Иванович Корсаков (кн. Дондуков-Корсаков) (1775-1857) | | кжн. Вера Ионовна Дондукова (1780-1833) |
| |
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | Михаил Александрович Корсаков (кн. Дондуков-Корсаков) (1794-1869) | | кжн. Мария Никитична Дондукова-Корсакова (1802-1884) |
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
кн. Александр Дондуков-Корсаков (1820-1893) | | | кн. Алексей Дондуков-Корсаков (1822-1894) | | | кжн. Вера Дондукова-Корсакова (1824 - ?) | | | кжн. Ольга Дондукова-Корсакова (1834 - ?) | | | кн. Владимир Дондуков-Корсаков (1840-1902) | | |
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| | | кн. Николай Дондуков-Корсаков (1821-1856) | | кн. Никита Дондуков-Корсаков (1825-1860) | | кжн. Мария Дондукова-Корсакова (1828-1909) | | кжн. Надежда Дондукова-Корсакова (1836-1900) | | | кжн. Софья Дондукова-Корсакова (1845 - ?) |
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
кн. Михаил Дондуков-Корсаков (1853-1901) | | кн. Николай Дондуков-Корсаков (1858-1896) | | Лев Иванович Изъединов (кн. Дондуков-Изъединов) (1864-1939) | | кжн. Надежда Дондукова-Корсакова (1867 - ?) | | кн. Александр Дондуков-Корсаков (1868-1870) | | кжн. Мария Дондукова-Корсакова (1870 - ?) | | кн. Сергей Дондуков-Корсаков (1874-1898) |
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | кн. Иван Дондуков-Изъединов (1889-1907) | | кн. Юрий (Георгий) Дондуков-Изъединов (1891-1967) |
|
Мария была болезненным ребёнком и в юности страдала болями в позвоночнике, потребовавшими лечения за границей. В 1849 году её болезнь обострилась и правая сторона тела оказалась в параличе. После выздоровления она была уверена, что исцелилась благодаря причастию и молитвам, стала очень религиозна и решила посвятить свою жизнь благим делам.
Одно время она увлекалась учением английского проповедника лорда Редстока и принадлежала к секте пашковцев, но потом вернулась к православию, хотя до конца её религиозные взгляды не полностью совпадали с учением православной церкви (она, к примеру, считала, что человек состоит из трёх элементов: тела, души и духа, из которых только последний бессмертен).
Первый полевой госпиталь был организован княжной Дондуковой-Корсаковой в 1851 году в селе Полоное Порховского уезда Псковской губернии. После начала Крымской войны добилась аудиенции у Николая I и получила разрешение на перемещение госпиталя на театр военных действий. На деньги деда (князя Никиты Ивановича Дондукова-Корсакова) организовала второй полевой госпиталь, который отправила в распоряжение командующего (св. князя А. С. Меншикова). Под Браиловым госпиталь попал под сильный обстрел, и княжна была ранена в голову. Л. Н. Толстой упомянул её в «Севастопольских рассказах».
После войны вернулась в Полоное. Активно сотрудничала с ведомством императрицы Марии Фёдоровны. Получив после смерти деда Никиты Ивановича большое наследство, использовала его на благотворительность.
В 1870-х годах Дондукова-Корсакова основала в Порховском же уезде общину сестер милосердия Святой Магдалины, с больницей для сифилитиков, и работала с замечательным самоотвержением и энергией. В следующие годы она посещала тюрьмы, заботясь о религиозном воспитании и перерождении арестантов и вместе с тем стараясь улучшить их положение; при этом она отличалась полной религиозной терпимостью, не обходя ни иноверцев, ни открытых атеистов. В 1880-е годы занялась вопросами переустройства тюремной системы: учреждала библиотеки в тюрьмах, устраивала впервые в России калориферное отопление в камерах, добивалась введения «парольной системы» - временного освобождения из тюрем по семейным обстоятельствам.
Долго добивалась возможности посетить Шлиссельбургскую крепость. После очередного отказа обратилась с просьбой заключить в крепость её саму. В 1904 году она, после усиленных хлопот и целого ряда неудач, наконец, добилась доступа к политическим арестантам Шлиссельбургской крепости. Многократно посещая их, княжна сблизилась с Верой Фигнер, Николаем Морозовым и другими политическими заключенными, целыми месяцами жила в Шлиссельбурге, всячески стараясь облегчить участь заключённых и помогая им, чем только могла, хлопоча о них перед властями, по большей части, безрезультатно.
Преследуя свою цель - религиозное обращение неверующих политических арестантов, - она вовсе не навязывала им своих верований, относилась с полной терпимостью и уважением даже к их неверию и вызвала с их стороны глубокое уважение и симпатию к себе. После отправления Веры Фигнер в ссылку в Нёноксу (Архангельской губернии, на берегу Белого моря) княжна, несмотря на свой возраст, трудность пути и условий жизни в пустынном посаде, провела у В. Фигнер несколько недель (1904). Благодаря хлопотам Дондуковой-Корсаковой в Шлиссельбургской крепости была построена церковь, которой раньше там не было.
В августе 1905 года Д. П. Маковицкий писал в дневнике: «Мери Дондукова. Живет в Петербурге, верит во всевозможные веры, ходит в тряпье, все раздала, по бедным бегает». Последние два года своей жизни тяжело болела и не вставала с постели. Умерла в 1909 году от рака груди. Похоронена в селе Буриги Псковской губернии на кладбище церкви при основанной ею общине сестёр милосердия.