|
|
Запорожец Александр Владимирович.
›
Запорожец, Александр Владимирович | Дата рождения: | 17 (30) августа 1905 |
---|
Место рождения: | Киев, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 7 октября 1981 (76 лет) |
---|
Место смерти: | Москва |
---|
Страна: | Российская империя СССР |
---|
Научная сфера: | психология, педагогика |
---|
Место работы: | НИИ ОПП АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР |
---|
Учёная степень: | доктор педагогических наук |
---|
Учёное звание: | профессор, академик АПН СССР |
---|
Альма-матер: | 2-й МГУ |
---|
Научный руководитель: | Л. С. Выготский |
---|
Известные ученики: | Катаева-Венгер, Александра Абрамовна Арановская-Дубовис, Дебора Марковна |
---|
Известен как: | психолог и педагог |
---|
Награды и премии |
|
---|
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905(19050830), Киев, Российская империя - 7 октября 1981, Москва) - психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960). Содержание- Биография
- Научная деятельность
- Библиография (основное)
- Литература
БиографияОкончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания. В 1920-1930-е годы входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года - доцент, с 1938 года - заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института. В 1941-1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). В 1943-1960 годах - доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944-1960 годах - заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года - директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-1967 годах - академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 годах - член Президиума АПН СССР. Научная деятельностьРазрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства - величайшее завоевание человеческой цивилизации. Библиография (основное)- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 1963. - № 5
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|