|
|
Крымшамхалов Ислам Пашаевич.
›
Ислам Пашаевич Крымшамхалов | | Род деятельности: | поэт, художник, просветитель |
---|
Дата рождения: | 31 марта 1864(1864-03-31) |
---|
Место рождения: | аул Карт-Джурт, Кубанская область |
---|
Подданство: | Российская империя Российская империя |
---|
Дата смерти: | 31 декабря 1911(1911-12-31) (47 лет) |
---|
Место смерти: | Ялта,Таврическая губерния |
---|
Ислам (Ислам-Бий) Пашаевич Крымшамхалов, Ислам Тебердичи (карач.-балк. Кърымшаухалланы Пачаны джашы Ислам, Тебердичи Ислам; 31 марта 1864 года, аул Карт-Джурт, Кубанская область - 31 декабря 1911 года, Ялта, Таврическая губерния) - карачаевский поэт, художник, энтузиаст народного просвещения. Содержание- Биография
- Письмо в редакцию журнала «Мусульманин» Париж
- Ссылки
- Литература
- Примечания
БиографияРодился 31 марта 1864 года в Большом Карачае (Кубанская область). Воспитывается в семье дяди, получает домашнее образование. Как мусульманин, он читал Коран и прекрасно знал по-арабски, хотя специального образования не получил и нигде не учился В 1877 году вступает в Ставропольскую гимназию, проводит в ней два года, и в 1880 году поступает на службу в Петербург в императорский Конвой в возрасте 16-17 лет. За время службы изучает русскую и мировую культуру, тогда же начинает писать стихи и рассказы. После возвращения из Петербурга продолжает литературную деятельность. За время службы знакомится с художниками-передвижниками, у которых позже учится изобразительному искусству. В 1892 году переезжает в Теберду, основывает там оздоровительный посёлок. Кроме того, вместе с друзьями в тот же период времени организовывает творческий кружок. В 1905 году выступает против царской политики по отношению к народам Кавказа. Живёт в Москве, учится в художественной школе. Позже вынужден уехать из города по состоянию здоровья. Умер в Ялте в конце 1910 - начале 1911 года. Письмо в редакцию журнала «Мусульманин» ПарижПрежде всего, не следует горцев Северного Кавказа ставить на один уровень с некультурными классами других народностей. Если у наших горцев отсутствуют знания чисто научные, то зато у них развит в высшей степени культ воспитания, между тем как к этому важнейшему вопросу лишь приближается наикультурнейшая Европа. Все несчастье заключается в том, что нас не понимают представители современной цивилизации (наоборот); и в том еще, что нас не удовлетворяет та культура, которую они преподносят нам в виде собственных особ. Одна лишь внешняя, так сказать, материальная сторона подобной культуры могла бы заманить к ней, но это не есть главное для горца, и ему нужно еще многое. Ислам-Бий КрымШамхал. Из письма в редакцию журнала «Мусульманин» Париж Ссылки- Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX-начала XX в.
- «Тебя любил я и тебе служил» (документальный фильм)
- РОЛЬ ЗНАНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
- Письмо Ислама Крымшамхалова в редакцию журнала «МУСУЛЬМАНИН»
Литература- Хабичева-Боташева 3. Озарение души. Черкесск, 1985.
- Ислам Крымшамхалов // Биттирова Т. Карачаево-балкарские деятели культуры конца Х1Х начала ХХ века. Избранное в 2 томах. Нальчик, 1996.
- Ислам Крымшамхалов (Тебердичи). // Караева А. Литература народов Карачаево-Черкесии. ч. 1. Черкесск, 1999.
- Просветительские традиции… // Чанкаева Т. Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи. М.-Ставрополь, 2004.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|