|
|
Диодор (Ларионов).
›
Диодор (Ларионов), монах | Род деятельности: | богослов, патролог, переводчик, специалист по средневековой византийской философии, каноническому праву. |
---|
Дата рождения: | 31 октября 1975(1975-10-31) (39 лет) |
---|
Национальность: | русский |
---|
Традиция/школа: | православие |
---|
Монах Диодор (Ларионов) (род. 1975, Казань) - богослов, патролог, переводчик, специалист по средневековой византийской философии, каноническому праву. Монах Богородице-Сергиевой пустыни. Содержание- Биография
- Богословие
- Каноническое право
- Труды
- Статьи
- Переводы
- Интервью
- Цикл бесед на телевидении
- Отзывы
- Примечания
- Ссылки
БиографияРодился в 1975 году в Казани. Окончил восемь классов средней школы № 39 с английским уклоном, затем перешел в физико-математический лицей при Казанском государственном университете. В 2001 году окончил Московскую Духовную семинарию. С 1999 по 2000 учился по аспирантской программе на кафедре филологии педагогического факультета Патрского университета в Греции. Посещал семинар по классическим языкам в Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина. По окончании Семинарии поступил в монастырь Богородице-Сергиева пустынь» в Республике Марий Эл. Занимается переводами, монастырским издательством, научно-богословской работой. В 2010-11 году участвовал в качестве философского редактора и комментатора в подготовке русского издания книги проф. К. Морескини «История патристической философии». БогословиеБогословие считает одновременно теоретический и практической дисциплиной. Задачу богословия определяет как создание богословского видения ситуации, в свете которого решение для человека возникает само собой и индивидуально. Богословие - это такое видение, которое изначально оперирует не концепциями и категориями, а тем, что имеет непосредственное отношение к бытию всякого человека ещё до того момента, когда он задал свой вопрос… При этом богословском видении, которое святые отцы назвали «мистагогией», то есть посвящением в таинства, перед человеческим взором открывается картина того, как Бог устроил мир и совершил его спасение. У человека складывается глубокое внутреннее понимание того, какой дар Бог дал человеку, потому что этот дар мы способны оценить только очищенным умом и очищенным сердцем, иначе он ускользает от нас, даже если мы нечто слышали о нём или прочитали в книгах.
Научное познание в отношении к богословскому исследованию считает инструментом, помогающим использовать ресурсы разума для достижения аскетического идеала. Разум направляет силы души в направлении добродетелей. Добродетель возводит ум к «виртуально-необусловленной реальности», то есть реальности, которая не вызвана необходимостью и возможностью бытия, а сама определяет бытие, будучи источником свободы. Таким образом, нетварная реальность, присущая всякому тварному бытию как внутренний смысл (логос), обосновывает принцип человеческой свободы. В свободном устремлении к Богу и состоит логос человеческой природы, преодолевающей свою ограниченность в соединении с нетварной реальностью божественных энергий. Поэтому учение Григория Паламы об энергиях ставит в основу христологии и сотериологии, при этом для обоснования паламизма активно использует инструментарий схоластики. В целом прослеживается стремление синтезировать различные подходы и привести их к обоснованию основных богословских принципов, прежде всего учения о нетварных божественных энергиях, которое рассматривает как часть христологии.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Одну из важнейших методологических задач богословия видит в соблюдении иерархического порядка бытия - как внутреннего порядка в бытии человека, так и внешнего порядка в структуре тварного бытия космоса. Отсюда, основной проблемой церковной жизни считает подмену главного второстепенным, связывая это с влиянием светских идеологий. Такая подмена приводит к «раздвоенности сознания», которое в богословском плане интерпретируется как влияние несторианства. В решении этих проблем указывает на важность православной христологии. Внутреннее изменение всегда достигается жизнью в Церкви, участием в таинствах и постоянной духовной работой, которая состоит из созерцательной и практической части. Состояние раздвоенности сознания, которое свойственно сегодня многим верующим, и особенно священникам, не является естественным для человека. Поэтому когда человек приобретает понятие о красоте, возводящее телесные чувства к духовным первообразам, к нему естественным путём постепенно приходит и внутреннее ощущение истины, исправляющее дефекты созерцательной части души, а за познанием истины следует добро, освящающее практическую жизнь. Христианский сознательный подвиг, таким образом, соединяет воедино три неразрывные части внутренней структуры человеческого - и божественного - мира: добро, истину и красоту. Христианину рано или поздно предстоит осознать, что истина - это его судьба.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
В этом же контексте рассматривает некоторые богословские предпосылки «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», указывая на недостатки разработанности этого документа с точки зрения православного богословия. Выступает против подмены евангельской проповеди общественной деятельностью (которая часто скрывает внутреннюю обмирщенность, коренящуюся в несторианской христологии), доведенной в своем пределе до отождествления удаления от мира («исихазма») с манихейством. В противоположность такому подходу, православная христология призывает к преображению мира не через общественную деятельность, а через внутреннее очищение и восприятие жертвы Богочеловека Иисуса Христа. В ином случае происходит отождествление «спасения мира» со «служением миру», которое понимается как «социальное служение», причем под последним понимается нравственное улучшение общества; в результате, по мнению монаха Диодора, «возникает новый способ богословствования, который опирается на юридические и социологические понятия и к готовой концепции подбирает те или иные нужные в данный момент цитаты или богословские положения, но который не передает того духа и того сознания, которыми руководствуется Церковь». Выход из этой ситуации видит в возвращении к Христологическому догмату Четвертого Вселенского собора о неслитном и нераздельном соединении природ, которое заключается не только и не столько в разделении природ на божественную и человеческую (следствием чего оказывается и разделение сфер жизни на духовную и материальную), а в их взаимном проникновении и подчинении человеческой природы природе божественной. Поэтому и богочеловеческий организм Церкви целиком и полностью проникнут божественной природой и подчинен ей, вследствие чего и материальная (и общественная) жизнь человека не отделяется от духовной жизни и подчиняется ей. Аналогичный тезисы встречаются в работах прот. Георгия Флоровского (который специально для этого ввел понятие асимметричной христологии), в литургическом богословии архим. Василия Гондикакиса, и у многих других современных богословов. Монашество рассматривает как синтез теории и практики, обосновывая его с богословских и философских позиций. Видит в монашестве продолжение античной традиции «философской жизни». Христианство, по его мнению, восполняет философию и наделяет ее смыслом, помогая видеть обсуждаемые философские предметы в свете благодати. Христианское богословие, по его мнению, наиболее естественным образом выражается в монашеской традиции (обращение, исповедание и свидетельство - как три составляющих христианского предания), поэтому богословие называет «монашеским деланием», хотя при этом не отрицает других подходов. Каноническое правоВпервые в России начал разрабатывать раздел канонического права - монашеское право. Описал источники монашеского права, включив в свой обзор не только документы строго канонического характера, но и святоотеческие правила и уставы монастырей, а также агиографические источники. Указал основные проблемы современного монашеского права: - Проблема монастырского управления и отношения монастырей с епархиальной властью;
- Принцип избрания игумена братством;
- Степени монашества и, как следствие, проблема идентичности;
- Проблема истолкования монашеских обетов и опасности манипулирования (в связи с обетом послушания);
- Проблемы духовного руководства в монастырях;
- Проблема богословской интерпретации монашеской жизни.
ТрудыСтатьи- Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского / Вступительная статья // Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения. - Богородице-Сергиева пустынь, 2008. Онлайн публикация в четырех частях (Богослов. Ru, 2008):
- Часть первая: путь опытного богопознания;
- Часть вторая: покаяние и преображение человеческой природы;
- Часть третья: богоуподобление через богоподражание;
- Часть четвертая: домостроительное дело Сына Божия.
- Pro domo sua: Несколько слов о православии и национальном патриотизме (Богослов. Ru, 2009)
- «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии социального служения (Богослов. Ru, 2009)
- О некоторых проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы (Богослов. Ru, 2009)
- Дальнейшие разъяснения о проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы (Богослов. Ru, 2009)
- О борьбе идеологий и церковном сознании (Богослов. Ru, 2010)
- Что такое богословие? (Богослов. Ru, 2012)
- «Пути» греческого богословия (Богослов. Ru, 2012)
- О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» (Богослов. Ru, 2012)
- Чудеса в решете. Рецензия на книгу архим. Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Совместно с Марией Игнатьевой // Журнал «Континент», второй квартал 2012. Французский перевод: Moine Diodore (Larionov) et Marie Ignatiev. Miracles à gogo // Le Messager Orthodoxe, № 154 (I-2013), 101-107.
- Церковь перед лицом мира: как распутать клубок «сложных» взаимоотношений? (Богослов. Ru, 2013)
- Размышления над кинокартиной «О людях и богах» (Des homes et des dieux). Франция, 2010. Режиссер Ксавье Бовуа (Богослов. Ru, 2013)
- В Церкви нет процедуры «деканонизации» (Нескучный сад, 2013)
- О вовлеченности в политику и частной жизни (Киевская Русь, 2013)
- Священство как сословие (Киевская Русь, 2013)
- О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков (Церковный вестник, 2013)
- Левиафан (Правмир, 2015)
Переводы- Старец Иосиф Ватопедский. Ватопедские оглашения. - Богородице-Сергиева пустынь, 2006.
- Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения. - Богородице-Сергиева пустынь, 2008.
- Архимандрит Василий Иверский. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства Православной Церкви. - Богородице-Сергиева пустынь, 2010.
Интервью- Богословие как монашеское делание (Богослов. Ru, 2014)
Цикл бесед на телевидении- Беседы с монахом. Часть первая (Телеканал ГТРК «Марий Эл»)
- Беседы с монахом. Часть вторая (Телеканал ГТРК «Марий Эл»)
ОтзывыНекоторыми церковными и светскими учеными назван одним из самых перспективных молодых богословов Русской Православной Церкви. В частности, один из ведущих в России патрологов А. Г. Дунаев отзывается о нем как об одном из наиболее ярких представителей современного русского богословия. Преподаватель факультета философии МГУ известный публицист Максим Горюнов ставит его в ряд с ведущими богословами и публицистами Русской Православной Церкви и приводит в пример как «талантливого молодого теолога». Рецензия монаха Диодора на фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» вошла в двадцатку текстов, отобранных телеканалом «Дождь» для обязательного прочтения. В то же время консервативные православные активисты, в частности, Кирилл Фролов, считают монаха Диодора «русофобом», пропагандистом «восточного папизма» и представителем «антицерковной оппозиции». Известный правозащитник и либеральный публицист Яков Кротов относит его к «ложной оппозиции». Примечания- ↑ «История патристической философии» Клаудио Морескини: отправная точка для научного поиска
- ↑ 1 2 Богословие как монашеское делание
- ↑ Церковь перед лицом мира: как распутать клубок «сложных» взаимоотношений?
- ↑ «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального служения»
- ↑ Подробнее см. в: «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального служения»
- ↑ 1 2 О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих»
- ↑ О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков
- ↑ Темный век светлейшей Церкви
- ↑ 20 текстов о «Левиафане», которые надо прочитать
- ↑ Диомидовщина, диодоровщина…
- ↑ Заметки по истории России ХХI века. Диодор Ларионов: Ложная оппозиция
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|