Сурков Евгений Данилович (Evgeny Danilovich Surkov).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Сурков Евгений Данилович.

 ›

Евгений Данилович Сурков
Дата рождения:

18 (31) октября 1915

Место рождения:

Нижний Новгород, Российская империя

Дата смерти:

28 июня 1988 (72 года)

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Гражданство:

 Российская империя СССР

Профессия:

литературный критик, театральный критик, кинокритик, редактор, педагог

Карьера:

1930-1988

Награды:

Евгений Данилович Сурков (18  октября 1915, Нижний Новгород - 28 июня 1988, Москва) - литературный, театральный и кинокритик, редактор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1970).

Содержание
  • Биография
  • Сочинения
  • Библиография
  • Примечания
Биография

Евгений Сурков родился в Нижнем Новгороде в семье музыканта Даниила Агаповича Суркова и учительницы немецкого языка Елены Кристофоровны Ирденек, латышки, лютеранки. По-немецки и по-латышски стал говорить раньше, чем по-русски. С детства ходил в две церкви – в православную по отцу и в лютеранскую – по матери. В доме праздновали два Рождества и две Пасхи. По воспоминаниям Суркова, в семье царил культ Белинского и Добролюбова. Мать читала ему вслух Пушкина, Лермонтова, Чехова. К четырем годам маленький Евгений уже умел читать и писать и на вопрос, кем бы он хотел стать, отвечал, что хочет быть критиком.

В 1936 году Евгений Сурков окончил литературно-лингвистический факультет Горьковского педагогического института. Работать начал ещё до института. В 1931-1932 годах работал в редакции комсомольской газеты «Ленинская смена», в 1932-1933 годах - в редакции газеты «Горьковский рабочий», писал театральные рецензии.

После окончания института поступил в Горьковский областной театр драмы заведующим литературной частью. В 1940 году был переведён на ту же работу в Ростовский театр драмы им. Горького. В Горьком и Ростове участвовал в постановке ряда спектаклей. В августе 1941 года вернулся в Горький, где вместе с женой, актрисой Олимпиадой Трофимовной Калмыковой (1921-2009), вступил спустя полтора месяца в Московский агиттеатр сатиры и интермедий в качестве режиссёра и заведующего литературной частью. В октябре 1941 года театр эвакуировался в Пермь, а в марте 1942 года сменил название на Театр миниатюр и эстрады, получив статус Пермского областного. С этим театром Сурков объездил ряд городов Пермской области.

В 1943 году он был вызван в Москву и назначен в аппарат Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. Работал там до марта 1948 года - сначала в Главном управлении по контролю за репертуаром (старший политредактор, начальник отдела театра и драматургии, исполняющий обязанности начальника Главреперткома), а затем начальником репертуарного отдела Главного управления драматических театров. Был членом и секретарём художественного совета при председателе Комитета.

26 января 1948 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о смене руководителей Комитета по делам искусств. Председатель комитета М. Б. Храпченко был освобожден «как не обеспечивший правильного руководства» и якобы поощрявший формализм. Главным поводом для разгона комитета стала постановка оперы «Великая дружба» в Большом театре, которую Сталин и Жданов посетили 5 января 1948 года.

В марте 1948 года Сурков был переведён в редакцию газеты «Правда» сотрудником отдела литературы, а в феврале 1949 года перешел в журнал «Знамя» на должность ответственного секретаря. Причиной ухода из «Правды» был анонимный донос о том, что он скрыл свое происхождение. В декабре 1949 года Сурков поступил в главную редакцию Большой советской энциклопедии (БСЭ), где работал до апреля 1951 года в качестве старшего научно-контрольного редактора.

В мае 1950 года он вступил в КПСС.

С февраля 1953 по февраль 1954 года был младшим научным сотрудником Института мировой литературы им. Горького. В 1954 году за монографию «К. А. Тренев» ему была присуждена ученая степень кандидата филологических наук.

В январе 1954 года Сурков был назначен сначала членом редколлегии, а затем заместителем главного редактора газеты «Советская культура». В июне 1955 года переведён во МХАТ на должность заведующего литературной частью, откуда ушёл в январе 1957 года. С февраля 1957 года работал членом редколлегии журнала «Знамя», а в апреле 1959 года был утверждён членом редколлегии и редактором отдела искусств «Литературной газеты», в которой работал до 1963 года.

С 1963 года по преимуществу был связан с кино. Работал советником председателя Комитета по кинематографии при Совете министров СССР (1963-1966), главным редактором Главной сценарно-редакционной коллегии Комитета по кинематографии (1966-1968). В марте 1969 года был назначен главным редактором журнала «Искусство кино». На вопрос, почему он, талантливый литератор, мучает себя на службе, Сурков однажды ответил: «Боюсь молчащего телефона».

Про его редакционную политику Армен Медведев, работавший заместителем главного редактора журнала, писал:

Есть его собственная версия на сей счет, которую он никогда не формулировал, но выдвигал очень ощутимо, так, чтобы все это поняли и почувствовали, что он, мол, кидает кости, но ради того, чтобы иметь право сказать свое. Вот, предположим, мы сегодня горячо откликаемся на фильм о Брежневе или на книгу Брежнева, а завтра мы поддержим Тарковского.

Андрей Тарковский и Григорий Козинцев - два кинорежиссёра, которых Сурков по возможности опекал. В журнале были напечатаны новелла «Белый день» (первооснова фильма «Зеркало») и сценарий «Гофманиана» Тарковского. На коллегии Госкино Сурков отстаивал фильм «Сталкер». А его дочь Ольга Суркова, киновед и критик, подготовила вместе с Тарковским книгу, изданную позднее на Западе под названием «Запечатленное время»». В «Искусстве кино» публиковался журнальный вариант всех книг Козинцева. Сурков был также редактором книг Анатолия Эфроса «Репетиция - любовь моя» (1975) и «Профессия: режиссер» (1979). Многолетняя тесная дружба связывала его с писателем Леонидом Леоновым, творчеству которого он посвятил несколько статей.

В 1953-1958 годах Сурков преподавал в Литературном иинституте, а в 1964-1988 годах - во ВГИКе, где он вел мастерскую киноведения, воспитав плеяду талантливых учеников. Среди них - Пётр Шепотинник, Сергей Кудрявцев, Олег Ковалов, Сергей Лаврентьев, Аяз Салаев, Вячеслав Шмыров.

Выступал в печати с 1930 года. Написал ряд книг по вопросам литературы, театра и кино, в том числе «К. А. Тренев» (1953), «На драматургические темы» (1962), «Амплитуда спора» (1968), «Проблемы века - проблемы художника» (1973), «В кино и в театре» (1977), «Что нам Гекуба?» (1986). Был составителем сборника «Чехов и театр» (1961), редактором сборника пьес Немировича-Данченко (1962), сборника статей «Вопросы болгарской и чехословацкой литературы» (совместно с Б. Рюриковым, 1962), одним из редакторов собрания сочинений Бертольта Брехта (1965). Под редакцией Суркова вышли также сборник пьес и статей Юрия Олеши (1968) и книга «Мордвинов – Арбенин: Спектакль. Репетиции» (1987).

20 марта 1970 года ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Евгений Данилович Сурков был одной из самых ярких и противоречивых фигур отечественного киноведения, поставивших свой талант на службу официальной идеологии. «Для того чтобы проникнуть в эту психологию, в эту натуру, запутанную, двусмысленную, софистическую, эксцентричную, часто неадекватную в поведении и проявлениях, чтобы написать портрет Е. Д. Суркова, требуется не мое перо. Здесь читались бы Достоевский, Сологуб, возможно, Оруэлл», - вспоминала критик Нея Зоркая.

В 1982 году дочь Суркова эмигрировала в Голландию. По этой причине его сняли с поста главного редактора, отправив на пенсию. Он посвятил себя своим студентам, а в 1986 году выступил на их стороне за реорганизацию ВГИКа.

28 июня 1988 года Сурков покончил жизнь самоубийством. По завещанию похоронен в Нижнем Новгороде, в могиле отчима Даниила Агаповича. «Ушел человек огромного таланта, огромного трагического масштаба, человек и привлекательный, и страшный одновременно», - писал Армен Медведев.

Сочинения
  • О Шекспире: сборник статей и материалов к постановке трагедии «Отелло» на сцене Горьковского театра КСПС; под ред. Е. Д. Суркова. Горький, Горьковский театр КСПС, 1935. - 40 с.
  • Сурков Е. Д. «Мещане». В сборнике статей: «Мещане» и «Зыковы» на сцене Горьковского Облдрамтеатра. Горький, изд. Горьковского Облдрамтеатра, 1937. - 84 с.
  • Сурков Е. Д. Горьковский областной театр драмы. Горький, 1937.
  • Сурков Е. Д. К. А. Тренев. М.: Советский писатель, 1953. - 428 с.
  • Сурков Е. Д. К. А. Тренев. Изд. 2-е, доп. М.: Советский писатель, 1955. - 452 с.
  • ‪Сурков Е. Д. На драматургические темы. М.: Советский писатель‬, 1962. - ‪397 с.
  • Сурков Е. Д. Амплитуда спора. Статьи о Брехте, Ибсене, Чухрае, фильме «Председатель». Маоизм и искусство социалистического реализма. М.: Искусство, 1968. - 271 с.
  • Сурков Е. Д. О достоинстве критики, «Коммунист», 1968, № 17.
  • Сурков Е. Д. Литературные дуэли. М.: Правда, 1969 (Библиотека «Огонек» № 49) - 48 с.
  • Сурков Е. Д. Проблемы века - проблемы художника. Статьи и рецензии разных лет. М.: Советский писатель, 1973. - 446 с.
  • Сурков Е. Д. В кино и театре. М.: Искусство, 1977. - 495 с.
  • Сурков Е. Д. Что нам Гекуба? М.: Советский писатель, 1986. - 392 с.
Библиография
  • Медведев А. Только о кино // Искусство кино, 1999, № 1-11.
  • Зоркая Н. 70-е. Хитроумные годы // Искусство кино, 2001, № 1.
  • Богомолов Ю. Мы были умнее журнала, что неправильно // Искусство кино, 2001, № 2.
  • Кичин В. Eugene The Terrible // Искусство кино, 2001, № 2.
  • Суменов Н. Журнал - это импровизация // Искусство кино, 2001, № 2.
  • Орлов Д. Место явки - стальная комната: Из показаний драматурга. - М.: Компания Спутник+, 2008.
  • Кацева Е. Мой личный военный трофей. М.: Радуга, 2008.
  • Орлов Д. Реплика в зал. Записки «действующего лица». - М.: Новая Элита, 2011.
  • Шмыров В. Роман с гласностью // Искусство кино, 2011, № 4.
  • Тримбач С. Искус кино // Искусство кино, 2011, № 4.
  • Стишова Е. Подстава. Об искренности в критике // Искусство кино, 2011, № 4.
  • Паисова Е., Дементьева А. Давайте откровенно (диалог поколений) // Искусство кино, 2011, № 4.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05